Пейзаж был написан Юлием Клевером в начале его художественной карьеры. Сын профессора Дерптского университета, он был вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств на архитектурном отделении (1867), затем постоянным учеником в пейзажном классе (1868–1874, с перерывами) у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта. Вышел из Академии, не закончив курса обучения.
Самостоятельную творческую деятельность Клевер начал в 1874 году. В 1876-м получил звание классного художника 1-й степени, в 1878-м удостоен звания академика, а в 1881 году за картину «Лес» (1880, Русский музей) получил звание профессора. Картина была повторена в 1880 году для П.М. Третьякова –
«Девственный лес» (Третьяковская галерея). Еще раньше Третьяков приобрел в свое собрание картину Клевера
«Мелколесье» (1878, Третьяковская галерея). Изображения природы в этих произведениях основывались на тщательном изучении художником натуры. Важную роль в получении необходимых навыков сыграла поездка мастера в 1873 году в южные губернии России. Он много работал и в окрестностях Петербурга. Определяющим фактором для становления творческой манеры Клевера стала его поездка на остров Нарген в 1879 году. В дальнейшем тонко подмеченные им особенности деревьев в суровом северном климате – причудливо изогнутые из-за недостатка света стволы, ветви, кроны деревьев – будут значительно усилены, приобретут декоративный характер, став существенными чертами стиля художника. В его творчестве возникнет и повышенный интерес к световым эффектам и освещению в целом. При этом мастер отдавал предпочтение багряно-красным закатам, наиболее выразительным в зимних картинах природы.
Одним из пейзажей такого рода стало представляемое произведение. Художник изобразил крестьянское селение с низкими деревянными домами, занесенными снегом. Деревья, покосившаяся ограда, сваленные на нее ветви – все запорошено снегом. В центре композиции – мужик с лошадью, запряженной в розвальни. Одетый в тулуп, подпоясанный кушаком, в теплой шапке и валенках, он, вероятно, только что привез из леса заготовленные бревна, сбросив их у изгороди. Ярко-красные лучи заходящего солнца обволакивают сцену нарядной полупрозрачной пеленой. Они играют золотыми, оранжевыми, коричневато-розовыми рефлексами на перламутровом, серебристо-сером искрящемся снеге дороги, брызгами огоньков загораются на коричневых стволах и пушистых, тяжелых от налипшего снега кронах деревьев, отражаются на шапке и тулупе мужика, на дуге упряжки лошади. Вся сцена приобретает уютный и одновременно возвышенный характер. Впечатление торжественной красоты усиливается благодаря небу – у горизонта оранжево-красному и золотистому, а выше – с зеленовато-голубыми участками, занимающему большую часть пространства картины. Этот образ завершает силуэт церкви с колокольней на фоне серых с розовато-палевыми оттенками облаков на заднем плане.
В данном пейзаже Клевер создал наполненный глубокими ассоциациями и смыслами, близкий душе каждого человека образ родины. Этим объясняется необыкновенная популярность пейзажных произведений Клевера, широко репродуцировавшихся в альбомах, каталогах, иллюстрированных журналах России во второй половине XIX – начале XX века.