Вейсберг Владимир (1924 - 1985)
Майский натюрморт
1955–1956
Размер - 74 x 74
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6080
Дар С.В. Щегловой. 2000
Владимир Вейсберг принадлежал к поколению художников-шестидесятников, которому довелось и пережить военное и политическое лихолетье, и застать удивительные процессы трансформации советского общества и культуры. Широкому кругу зрителей творчество Вейсберга знакомо по работам периода «белое на белом», отвечавшим авторской концепции, согласно которой фигуры, сотканные из цветных мазков, сливающихся в единый спектральный ряд, растворяются в метафизическом пространстве. Художник сумел достичь живописного единства предмета и световоздушной среды, решая конкретные творческие задачи, осмысливая их не только на техническом, но и на философском уровне.
Начало творческого пути Вейсберга относится к 1940-м годам и складывалось под влиянием встреч с мастерами старшего поколения – И.И. Машковым, А.А. Осмёркиным, С.Н. Ивашёвым-Мусатовым.
В конце 1940-х и в 1950-е годы Вейсберг прошел этап увлечения живописью импрессионизма и постимпрессионизма, пристально изучая предметно-пространственную конструкцию Сезанна, произведения его русских последователей. Вейсберг пытался писать материю, спонтанно организующуюся в порядок, добиваясь эффекта естественной перспективной деформации. Искал точное соотношение тонов, формируя богатую фактуру и достигая тем самым живописной осязаемости.
Именно к этому периоду принадлежит «Майский натюрморт». На фоне стены, выкрашенной в сочный лимонно-желтый, стоит столик, небрежно покрытый циновкой. На нем расположен праздничный продуктовый набор и предметы привычного быта пятидесятых годов ХХ века. Плетеная соломенная корзинка с аппетитным батоном и свежими пышными пионами, пачка сигарет, сумка со стеклянными бутылками и фруктами группируются вокруг ярких коробок с конфетами, запуская визуальную динамику движения форм и цветовых масс на холсте.
Сочные пастозные мазки, свободно положенные на холст, лепят фактуру предметов, придавая больше объема и выразительности формам, демонстрируя витальную полноту вещного мира. Изысканная цветовая палитра состоит из пар дополнительных цветов, усиливающих звучание и яркость друг друга. Сложно составленные оттенки розового, красного, зеленого обогащают зрительное впечатление, а области темных и светлых тонов создают динамичный контраст и уравновешивают цветовую гамму картины. Общая желтая тональность объединяет и гармонизирует предметы, включенные в пространство комнаты, наполняя световоздушную среду ощущением солнечного свечения. Натюрморт исполнен чувства любви к жизни, оптимизма, предощущения радостной встречи.