Год написания картины «Пионы» стал для советского искусства одним из поворотных. В художественной среде демократические тенденции «оттепели» проявились уже в январе 1954 года с открытием выставки эскизов молодых художников в Центральном доме работников искусств в Москве. В залах были показаны произведения, созданные студентами и выпускниками художественных вузов «для себя», без предварительного отбора и цензуры, фиксирующие живую ткань бытия.
Владимир Вейсберг принадлежал к плеяде художников-шестидесятников, на долю которых, наряду с художниками-нонконформистами, выпала судьба определить путь развития отечественного искусства на десятилетия вперед.
В 1960-е годы мастер был близок с кругом живописцев из Московского союза художников, образовавших Группу «Девять», вместе с которыми он экспонировал свои работы. В группу входили, кроме Вейсберга, Л. Берлин, Н. Егоршина, М. Фаворская, Н. Андронов, М. Никонов, Б. Биргер, М. Иванов, К. Мордовин. Молодых художников объединяла увлеченность французской школой живописи и стремление осмыслить наследие сезаннизма, оставленное мастерами «Бубнового валета». Они искали новые формы изобразительного языка, созвучные современности, утверждали право на многообразие индивидуальной манеры, сосредотачивались на решении исключительно профессиональных живописных задач.
Натюрморт «Пионы» относится к раннему периоду творчества мастера, когда художник был под большим влиянием живописных поисков Поля Сезанна. Вейсберг брал за основу наблюдения натурный мотив, работал над «чувственностью» восприятия собственной живописи, наращивал звучность колорита, усиливая контрасты по принципу дополнительных цветов.
В центре полотна на небольшом столике изображена граненая ваза в форме кубка с пышными розовыми и белыми пионами. Она стоит на серебряном блюде, где оставлен еще один цветок. Так автор вводит в натюрморт сюжетно-образное начало.
Художник пишет цветы стремительными мазками, формируя небольшую фактуру, сложно смешивая оттенки от жемчужно-розового, желтого и оранжевого до красно-лилового и пурпурного. Яркость цветочных соцветий усиливается контрастным окружением листвы и стеблей, написанных в богатой гамме зеленых тонов, а также фоном, мозаично наложенным в несколько слоев широкими гладкими мазками пастельных серовато-зеленых, голубовато-розовых и сиреневых оттенков. Умело выстраивая фактуру и колорит живописной поверхности, художник добивается эффекта мгновенного впечатления, изменчивого и многообразного по своей природе.
Уже к концу 1950-х – началу 1960-х годов Вейсберг отказался от натурных впечатлений, активного колорита и пластики, следуя путем «развоплощения» натуры, что в итоге привело его к оформлению авторской концепции «невидимой живописи».