Вейсберг Владимир (1924 - 1985)
Девушка с цветами яблони
1954
Размер - 83 x 69
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6081
Дар С.В. Щегловой. 2000
Раннему периоду творческой эволюции Владимира Вейсберга свойствен интерес к портретной живописи. Произведения 1950-х годов несли в себе витальную энергию, жизнерадостность и красочное разнообразие. В эти годы Вейсберг часто приглашал в свою художественную мастерскую натурщиков прямо с улицы – подростков, девушек, женщин.
Первым наставником в живописи для Владимира Вейсберга стал художник С.Н. Ивашев-Мусатов (1900–1997), ученик М.Ф. Шемякина, И.И. Машкова и Б.В. Иогансона. После его ареста в 1947 году по делу Даниила Андреева и отправки в исправительно-трудовой лагерь, где он встретился с А.И. Солженицыным (который позже сделал его прототипом И.М. Кондрашева-Иванова в произведении «В круге первом»), Вейсберг стал заниматься самообразованием, развивая традицию московской живописной школы, вдохновленную импрессионизмом и наследием Сезанна.
Девушка на портрете – Лариса, модель художника, которую он не раз писал, так как видел в ее образе характерный тип молодой женщины послевоенной Москвы. Она изображена на нейтральном серо-голубом фоне, в синем платье с короткими рукавами, в ее руке цветущая ветвь яблони – символ весны, новой жизни, любви и мира. Вейсберг играет с плотностью фактуры – платье прописано широкими плоскими мазками, цветы и листья яблони более пастозно. Больше всего внимания художник уделил работе над лицом модели – его живописная фактура многослойна, цвет сочинен сложно. Художник использует контрасты бледно-розовых и желтых тонов, сочетая их с зеленоватыми и фиолетовыми тенями, усиливая светотеневую моделировку формы, работая над объемом. Вейсберг точно уловил психологическое состояние девушки – в ее глазах читается печаль и скрытое волнение, опущенные уголки губ придают выражению лица тень разочарования. Возможно, не утихли еще тяжелые воспоминания о военном времени, горечь утрат.
Художник подходил к творческому процессу аналитически, что позволяло ему решать интересные задачи, избегая зависимости от политической повестки своего времени. Цикл портретов, названный позже Вейсбергом «Мои соседи», был попыткой художника дать социальные и психологические характеристики своим персонажам с помощью выразительных средств живописи.