Найя Карло (1819–1882)
Мозаики в нартексе собора Сан-Марко: рождение и жертвоприношение Каина и Авеля (Книга Бытия, гл. 4)
1868–1875
Размер - 18,8 x 24,8
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-411
Собор Святого Марка на одноименной площади в Венеции – уникальный архитектурный шедевр, символ венецианского искусства. Святой Марк, один из евангелистов, считается покровителем города. В 832 году на месте нынешнего собора для хранения мощей святого была построена часовня, которую позднее уничтожил пожар. К концу X века базилика была восстановлена, а в 1063 году началось строительство нового здания по образцу храма Святых Апостолов в Константинополе. В 1094 году собор был освящен, но работы по расширению и украшению продолжались еще долгие годы: в XII веке началась облицовка собора мрамором и были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в XIV веке пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV – капелла Масколи и сакристия. Декорирование интерьера Сан-Марко шло в течение второй половины XII и всего XIII века. В результате столь длительного периода работ над убранством собора во внешнем виде и интерьере базилики видны следы византийского, романского и исламского влияния, а также элементы готики. Базилика долгое время была дворцовой капеллой и находилась в юрисдикции венецианских дожей, а в 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастелло была перенесена кафедра патриарха Венеции, и он стал кафедральным собором города.
Этот храм называют «золотой базиликой» благодаря уникальным мозаикам, покрывающим внутреннюю часть куполов, сводов и стен. В качестве материала использовалась смальта разных цветов, выкладываемая поверх золотой фольги. Золотой фон объединяет все изображения, одновременно символизируя собой Божественный свет. Мозаики задумывались как цельное действие, развертывающееся в храме, и служат своего рода духовным посланием, повествующим об истории спасения человеческого рода, о жизни и деяниях Христа. Английский теоретик искусства Джон Рёскин сравнивал собор с Библией, называл его «храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся фотографии мозаик собора Святого Марка, сделанные одним из наиболее известных и успешных венецианских фотографов XIX века Карло Найя. Он одним из первых стал снимать туристические достопримечательности города, начал производство фотографий венецианских памятников архитектуры и произведений искусства, покупателями которых были многочисленные путешественники со всего мира. Найя поселился в Венеции в 1857 году и первоначально сотрудничал с известным издателем Карло Понти, распространявшим его репродукции, затем стал работать самостоятельно. В 1868 году Найя открыл большой магазин на площади Сан-Марко, что укрепило его профессиональный статус как одного из лидеров на рынке венецианской сувенирной продукции. Его студия в конце XIX и начале XX века была одной из самых крупных в Венеции и Италии, с международным рынком сбыта. Используя широкоформатные обзорные камеры, Найя фотографировал архитектуру, панорамы, произведения искусства и сцены городской жизни. За годы работы он составил настоящую визуальную летопись, которая стала ценным архивом архитектурного и художественного наследия города, а также частью истории фотографии. В период с 1864 по 1882 год его предприятие выпустило серию каталогов репродукций достопримечательностей области Венето. Благодаря этим изданиям можно предположить, что фотографии мозаик собора Сан-Марко были напечатаны в период с 1868 по 1875 год. Сегодня фотографии Карло Найя хранятся во многих музейных собраниях, таких как Музей Гетти, Музей Метрополитен, Музей современного искусства Сан-Франциско, и других.
Часть фотографий Карло Найя из фотоархива Третьяковской галереи посвящена мозаикам нартекса, которые представляют сюжеты из Ветхого Завета, начиная с Сотворения мира и заканчивая историей Моисея. Предположительно, образцом для мозаик послужила Коттоновская Библия – богато иллюминированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V–VI веков. Повествование начинается с малого купола, посвященного Сотворению мира. На люнетах и арках дверей, ведущих в собор, мозаичный цикл продолжается легендой о Каине и Авеле.
На фотографии – люнет над порталом святого Климента с сюжетами рождения и жертвоприношения Каина и Авеля, которые были первыми детьми Адама и Евы, рожденными после их изгнания из рая. Когда дети выросли, они стали помогать родителям в их трудах: Каин обрабатывал землю, а младший – Авель, занялся скотоводством. Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – первородного овна из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее как на свою заслугу перед Богом. Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – отвергнута. Из ревности и зависти Каин убил своего брата и стал первым убийцей в истории человечества.

другие работы автора