Собор Святого Марка на одноименной площади в Венеции – уникальный архитектурный шедевр, символ венецианского искусства. Святой Марк, один из евангелистов, считается покровителем города. В 832 году на месте нынешнего собора для хранения мощей святого была построена часовня, которую позднее уничтожил пожар. К концу X века базилика была восстановлена, а в 1063 году началось строительство нового здания по образцу храма Святых Апостолов в Константинополе. В 1094 году собор был освящен, но работы по расширению и украшению продолжались еще долгие годы: в XII веке началась облицовка собора мрамором и были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в XIV веке пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV – капелла Масколи и сакристия. Декорирование интерьера Сан-Марко шло в течение второй половины XII и всего XIII века. В результате столь длительного периода работ над убранством собора во внешнем виде и интерьере базилики видны следы византийского, романского и исламского влияния, а также элементы готики. Базилика долгое время была дворцовой капеллой и находилась в юрисдикции венецианских дожей, а в 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастелло была перенесена кафедра патриарха Венеции, и он стал кафедральным собором города.
Этот храм называют «золотой базиликой» благодаря уникальным мозаикам, покрывающим внутреннюю часть куполов, сводов и стен. В качестве материала использовалась смальта разных цветов, выкладываемая поверх золотой фольги. Золотой фон объединяет все изображения, одновременно символизируя собой Божественный свет. Мозаики задумывались как цельное действие, развертывающееся в храме, и служат своего рода духовным посланием, повествующим об истории спасения человеческого рода, о жизни и деяниях Христа. Английский теоретик искусства Джон Рёскин сравнивал собор с Библией, называл его «храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся фотографии мозаик собора Святого Марка, сделанные одним из наиболее известных и успешных венецианских фотографов XIX века Карло Найя. Он одним из первых стал снимать туристические достопримечательности города, начал производство фотографий венецианских памятников архитектуры и произведений искусства, покупателями которых были многочисленные путешественники со всего мира. Найя поселился в Венеции в 1857 году и первоначально сотрудничал с известным издателем Карло Понти, распространявшим его репродукции, затем стал работать самостоятельно. В 1868 году Найя открыл большой магазин на площади Сан-Марко, что укрепило его профессиональный статус как одного из лидеров на рынке венецианской сувенирной продукции. Его студия в конце XIX и начале XX века была одной из самых крупных в Венеции и Италии, с международным рынком сбыта. Используя широкоформатные обзорные камеры, Найя фотографировал архитектуру, панорамы, произведения искусства и сцены городской жизни. За годы работы он составил настоящую визуальную летопись, которая стала ценным архивом архитектурного и художественного наследия города, а также частью истории фотографии. В период с 1864 по 1882 год его предприятие выпустило серию каталогов репродукций достопримечательностей области Венето. Благодаря этим изданиям можно предположить, что фотографии мозаик собора Сан-Марко были напечатаны в период с 1868 по 1875 год. Сегодня фотографии Карло Найя хранятся во многих музейных собраниях, таких как Музей Гетти, Музей Метрополитен, Музей современного искусства Сан-Франциско, и других.
В соборе Сан-Марко пять больших куполов, опирающихся на огромные колонны. Общая площадь купольных мозаик составляет более 4 тысяч квадратных метров. Главный купол собора Святого Марка расположен на пересечении трансепта и центрального нефа, в нем воспевается последнее событие земной истории Христа – Вознесение на небо. В центре купола Иисус в мандорле, возносимый четырьмя ангелами. На фотографии видна только часть мозаики, в центре изображения – фигура Богородицы в окружении двух ангелов и двух из двенадцати апостолов, расположенных по периметру купола, – слева св. Павел, справа св. Фома. Линия почвы отсутствует, и фигуры как бы парят в золотом пространстве, связанные с земной реальностью только символическими изображениями деревьев между апостолами. В самом нижнем ряду мозаики между окнами барабана купола находятся шестнадцать женских фигур, олицетворяющих добродетели. Из них на фотографии – четыре (слева направо): Справедливость, Мужество, Умеренность и Благоразумие. В напряженных позах, геометрично жестких складках одежды, резких поворотах можно почувствовать влияние зарождающейся готики.