Абрамцевская гончарная мастерская
Врубель Михаил (1856-1910)
Египтянка (Тайна)
1892
Размер - 35 x 20 x 20
Материал - майолика
Техника - цветные глазури
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-520
Поступило по решению Дирекции художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР. 1975
В Музее Виктора Васнецова помимо мемориальной обстановки, аутентичных предметов быта, живописных полотен художника представлено небольшое количество произведений, поступивших по решению Дирекции художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР. Одно из них – майолика М.А. Врубеля «Египтянка (Тайна)» в экспозиции детской комнаты. Поступив в музей уже после его создания, она, тем не менее, не чужда дому художника. Скульптура выполнена мастером, который, как и Виктор Михайлович Васнецов, был членом абрамцевского содружества.
Создание этого завораживающего образа связано с интересом М.А. Врубеля к совершенно новой для себя области декоративно-прикладного искусства – керамике, который появился у него благодаря гончарной мастерской, организованной Саввой Ивановичем Мамонтовым в его подмосковном имении в 1890 году. По мнению искусствоведа Н.А. Прахова, часто гостившего в Абрамцеве, замысел «Египтянки» относится к 1892 году. «Однажды Врубель опоздал к вечернему чаю и вошел в абрамцевскую столовую случайно в тот момент, когда Верушка [Вера Мамонтова] сказала что-то шепотом сидящей с ней рядом моей сестре [Лёле Праховой]. Подметив это с порога, Михаил Александрович воскликнул: – Говорите все шепотом! Говорите шепотом! – я только что задумал одну вещь. Она будет называться “Тайна”. <…> На следующее утро Михаил Александрович взялся за глину в мастерской и через день принес к вечернему чаю свою “Тайну”».
Обаятельная Вера Мамонтова была всеобщей любимицей и не единожды становилась героиней живописных полотен абрамцевских художников – Н.Д. Кузнецова, В.А. Серова, В.М. Васнецова.
Однако скульптура М.А. Врубеля, несмотря на некоторое сходство с моделью, не задумывалась как натурный портрет. В обыденной сценке с участием Верушки художник уловил нечто мистическое, что было свойственно его мироощущению, особой творческой манере и умению видеть в натуре фантастическое. Названная художником «Тайной», со временем скульптура получила название «Египтянка», вероятно, из-за темного цвета поливы и обвивающего голову девушки жгута, напоминающего
священную египетскую змею Урей.
Гончарная мастерская С.И. Мамонтова сыграла важную роль в развитии русского прикладного искусства конца XIX века. Керамикой тогда увлеклись многие гости Абрамцева: В.А. Серов, К.А. Коровин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Е.Д. Поленова, В.Д. Поленов, А.Я. Головин и другие. Для Врубеля майолика стала не просто эпизодом или увлечением, а новым этапом творчества. Пластические свойства глины, экспериментирование с поливами давали ему возможность воплощать в материале свои «фантастические мечтания». Самые значительные успехи мастерской связаны с именем Михаила Александровича.