В собрании абрамцевской керамики в Музее Виктора Васнецова хранятся интересные, а порой и редкие экземпляры. Один из них – оригинальной формы ваза с металлическим мерцанием из собрания семьи художника. Она представляет собой низкий широкий сосуд с рельефным туловом и немного сужающимся невысоким декоративно смятым горлом. Снаружи ее поверхность покрыта глазурью красновато-коричневого цвета с переходом внутри в более светлый тон, основание и нижняя часть тулова оттенены глазурью темно-зеленого цвета. По своему пластическому замыслу ваза – яркий образец стиля модерн, характерной чертой которого стала стилизация мотивов живой природы. Цветовая палитра и сложный рельеф в совокупности делают ее похожей на раскрывшийся из зеленой чашечки цветок с большими лепестками.
Еще одна особенность вазы – характер глазури. Металлизированный эффект достигался за счет химической реакции, происходившей в печи без доступа воздуха, когда окислы металлов в составе глазури восстанавливались снова в металлы. Прием так называемого восстановительного обжига открыл талантливый химик-технолог Абрамцевской мастерской Пётр Ваулин в 1899 году. До этого подобная особенность глазури воспринималась керамистами как дефект. Со временем П.К. Ваулин в сотрудничестве с М.А. Врубелем стал использовать эту технику для декорирования своих изделий. Впервые абрамцевские предметы с радужными переливами глазури были представлены в 1899 году на выставке в помещении училища Штиглица в Санкт-Петербурге, организатором которой стал журнал «Мир искусства» (издатели М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов). Именно с такой глазурью на рубеже веков ассоциировались керамические изделия Абрамцевской гончарной мастерской.
История не сохранила имени мастера этой вазы, однако ее провенанс не вызывает сомнений в том, что она происходит из мастерской С.И. Мамонтова. В настоящее время ваза экспонируется в мемориальной столовой на простом
столике-тумбочке, раскрашенном В.М. Васнецовым.