В собрании абрамцевской керамики в Музее Виктора Васнецова хранятся интересные, а порой и редкие экземпляры. Один из них – майоликовая ваза из собрания семьи художника с надписью на латыни «Vita brevis».
Ваза представляет собой сосуд лаконичной формы, сужающийся книзу и вверху, с невысоким горлом и вытянутым туловом. Поверхность покрыта живописной глазурью нежного светло-зеленого цвета, фрагментарно переходящего в более насыщенный зеленый. Верхняя часть тулова декорирована рельефным орнаментом в виде вьющегося побега с распускающимися бутонами садовых цветов. Наибольший интерес в украшении вазы представляет надпись «Vita brevis» в основании тулова. Это часть латинского изречения «Ars longa, vita brevis» – «Жизнь коротка, искусство вечно». По легенде, сохранившейся в музее, при жизни художника полку печи в его мастерской украшали две вазы, надписи на которых составляли единое целое известного афоризма. Однако в 1951 году родными Виктора Михайловича Васнецова в музей была передана только одна ваза, с надписью «Vita brevis».
Выражение «Ars longa, vita brevis» служило девизом Частного оперного театра С.И. Мамонтова. По воспоминаниям артистки Н.В. Салиной, его воспроизводили на занавесе театра, афишах и программках. Его, безусловно, знали и художники абрамцевского содружества, принимавшие участие в работе гончарной мастерской. Организованная Саввой Ивановичем в 1890 году с практической целью – обновить изразцовые печи старого аксаковского дома, она стала экспериментальной лабораторией, в которой мог попробовать свои силы любой гость подмосковной усадьбы. Помимо изразцов, там изготавливали вазы, кувшины, ковшики, пепельницы, кашпо, блюда, тарелки и многое другое. Мастерская просуществовала почти тридцать лет: до 1896 года в Абрамцеве и до 1918 года – в Москве. Однако ее изделия, особенно вещи утилитарного назначения, далеко не всегда подписывались или маркировались. Имя автора вазы не сохранилось, исследователи считают, что это могли быть В.М. Васнецов, С.И. Мамонтов или М.А. Врубель. Но место изготовления не вызывает сомнений, так как на дне вазы марка в тесте – «Абрамцево», позволяющая отнести ее датировку к усадебному периоду (1890–1895).
В настоящее время, как и при жизни художника, вазу «Vita brevis» можно увидеть на полке печи в его мастерской.