Павел Чистяков – выдающийся педагог, создатель так называемой чистяковской школы рисунка, которой обязаны мастерством все крупнейшие художники в русском искусстве последней трети XIX века – И. Репин, В. Поленов, В. Васнецов, В. Суриков, В. Серов, М. Врубель и многие другие.
Эта акварель относится к началу творческого пути Чистякова. Она представляет собой натурный этюд, исполненный им в бытность пенсионером Петербургской Академии художеств в Риме в костюмном классе какого-то из местных учебных центров. Ее интересно сравнить с
другим вариантом того же этюда, исполненным Чистяковым тогда же, а также с
работой еще одного российского пенсионера, Александра Риццони, сидевшего во время этого сеанса рядом. Этюды отражают индивидуальность каждого из живописцев, разницу в их восприятии окружающего мира и отличия в методах работы.
В то время как обстоятельная описательность композиции Риццони, тщательная передача им фактуры тканей, изображение висящей на стене картины привносят в сюжет оттенок жанровости, Чистякова занимают чисто живописные задачи: передача звучного красочного аккорда – алый камзол на фоне темной, с синими тенями стены, световые рефлексы, нюансы соотношений теплых и холодных оттенков. Он пишет два колористических варианта этюда, совершенно отказываясь от бытовых деталей: первый – более свободный в живописном отношении и более холодный по тону, и этот – более спокойный и завершенный.