Чистяков Павел (1832-1919)
Голова девушки в повязке
1874
Размер - 59 x 44
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1181
Приобретено у Р.В. Козинер, Москва. 1986
Павел Чистяков – живописец и педагог Императорской Академии художеств, учитель Ильи Репина, Василия Сурикова, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Виктора Васнецова, Василия Поленова и других. Особое внимание в своем творчестве и педагогической практике Чистяков уделял этюдам с натуры.
«Голова девушки в повязке» – натурный этюд для картины «Свидание» (1873–1874). Есть еще один этюд художника, близкий по размеру («Голова девушки в повязке». 1874), где модель представлена в том же повороте, но без украшений и в другом освещении. Сама картина не была завершена, ее местонахождение неизвестно.
Сюжет картины Чистякова заимствован из рассказа Ивана Тургенева «Свидание» (1850). Слуга из господского дома прощается с возлюбленной – крестьянской девушкой Акулиной. Он уезжает вместе со своим барином в Петербург, и это их последняя встреча. Юноша предвкушает предстоящую жизнь в столице, в которой Акулине нет места. Он тяготится разговором и спешит его закончить.
Разрабатывая образ героини, Чистяков точно следует тургеневскому тексту. «Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими мягкими складками около ее стана; крупные желтые бусы в два ряда спускались с шеи на грудь. <…> Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб <…> Я не мог видеть ее глаз – она их не поднимала». Художнику удалось точно отобразить облик и душевное состояние героини рассказа Тургенева, наполнить жизнью литературный образ. Чистяков передает в этюде сложную гамму чувств, которые испытывает кроткая Акулина, столкнувшись с предательством, – грусть, обиду, растерянность, страх, удивление.
Правильные, тщательно вылепленные красочными мазками черты лица девушки напоминают о штудируемых автором античных слепках, копирование которых было важной составляющей учебного процесса в стенах Академии художеств. Одновременно живописец занимался кропотливым изучением натуры – он передал переменчивость оттенков краснеющей от волнения кожи, созвучной цвету повязки, блеск на солнце бусин янтаря. Понимание единства формы, цвета и освещения позволило автору создать этюд, обладающий самостоятельной художественной ценностью.