Реймерс Иван (1818-1868)
Похороны в Италии
1861
Размер - 109,7 x 56,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1793
Приобретено П.М. Третьяковым. Не позднее 1872
Иван Реймерс родился в 1818 году в семье мастера-мебельщика немецкого происхождения. Художественное образование он получил в скульптурном классе Императорской Академии, где учился с 1834 по 1839 год, а в 1846-м получил звание академика «по уважению известных познаний в скульптуре». В 1850-е годы Реймерс, стремясь расширить свой творческий репертуар, отправился за границу. Впечатления от художественной среды Парижа, Амстердама, Мюнхена увлекли скульптора, и он начал серьезно заниматься живописью, преимущественно жанровыми и пейзажными композициями. В 1855 году ему вновь присвоили звание академика, уже «за искусство и познание в живописи народных сцен».
Картина «Похороны в Италии» выполнена художником в 1861 году и является увеличенным повторением более ранней работы «Похороны молодой девушки в Италии» (1858, ГРМ). Вариант из собрания Третьяковской галереи, при отсутствии серьезных композиционных отличий, более детализирован: используя преимущества большого формата, художник прописывает складки на одеждах, рельефный декор стены, образ Богоматери, освещенный лампадой.
Вертикальный формат холста отвечает устремленным вверх архитектурным элементам древнего храма, создающим узкий просцениум для главного действа – похоронной процессии, состоящей из четырех мужчин, несущих гроб, и согбенной женщины в черном одеянии. За происходящим наблюдают любопытные горожане, их взгляды устремлены на тело молодой девушки с венком роз на челе. Подводя каменные ступени к нижнему краю картины, Реймерс включает зрителя в процессию, как бы побуждая следовать за скорбящей матерью.
Вся композиция словно лишена воздуха. Пространство заполнено каменными стенами, выступающими блоками камня, и лишь небольшой фрагмент неба в левом верхнем углу картины напоминает о внешнем мире, где жизнь продолжает идти своим чередом. То, с каким тонким мастерством Реймерс передает гнетущую атмосферу личной человеческой трагедии, говорит о его таланте скульптора. Расставляя нужные эмоциональные акценты позами героев, ритмом их тел, положением в пространстве, художник не просто изображает человека, убитого горем, но фиксирует ощущение безнадежной тоски, граничащей с отчаянием.