Вебер Лев (1870–1956)
М.В. Якунчикова-Вебер. Подмосковье (Введенское)
1897
Размер - 15,2 x 9,4
Инвентарный номер - ОР ГТГ. Ф. 205. Ед.хр. 1038. Л. 1
Поступило в дар от Н. Ляпин (ранее – собрание А.А. Ляпина). 2013
На пожелтевшей от времени постановочной фотографии молодой женщины возле колонны зритель видит художницу Марию Васильевну Якунчикову-Вебер около главного дома в усадьбе Введенское – одном из значимых мест в ее жизни. Имение было приобретено отцом Марии В.И. Якунчиковым у барона Штакельберга в качестве подарка будущей жене. Семья Якунчиковых проводила в имении летнее время: окруженное лесами и долинами, расположенное по соседству со Звенигородом и Саввино-Сторожевским монастырем Введенское оставило сильный отпечаток в душах дочерей Якунчиковых, которые не раз упоминали усадьбу в своих воспоминаниях, дневниках и переписке.
Продажа усадьбы в 1884 году стала для Марии большим ударом. А.В. Гольштейн, свекровь художницы, в воспоминаниях писала: «Мне всегда казалось, что, если бы Вас[илий] Ив[анович] не продал Введенское, Маша не осталась бы за границей. Для нее Введенское было Россией. Введенское, кажется мне, определило и ее личный характер, и характер ее таланта. В ее душе, сердце, уме навсегда осталась и всегда жила природа и дух старой дворянской усадьбы…»
Проведенные во Введенском детские и юношеские годы были путеводной звездой в жизни художницы. Летом 1897 года, когда Якунчикова уже долгое время жила за границей, во время короткого визита в Россию в одной из московских церквей состоялось ее венчание с врачом Львом Николаевичем Вебером. Посетив множество важных для невесты мест, после венчания молодожены поселились в гостинице Саввино-Сторожевского монастыря, чтобы значительную часть времени, отведенного на поездку в Россию, побыть ближе к заветному Введенскому. Именно там были созданы замечательные фотографические портреты Марии Васильевны. Съемками занимался супруг художницы, творческий и по-настоящему близкий ей по духу человек с хорошо развитым вкусом. Именно Лев Вебер создал множество фотопортретов Марии Васильевны, нередко перекликающихся с ее живописными работами и ставших результатом творческого сотрудничества не столько мужа и жены, сколько фотографа и модели-художницы.
На снимке Мария изображена в полный рост, она стоит, опершись на колонну, в довольно расслабленной позе. Задумчивый взгляд ее устремлен вдаль, и вся картина пронизана ностальгическим настроением, будто художница смотрит внутрь себя, в прошлые счастливые детские годы, которые сама она считала преждевременно оборванными. Уходящий от зрителя пейзаж на заднем плане ассоциируется с одной из картин Якунчиковой, созданной в то же время, – «Из окна старого дома. Введенское» (1897, Третьяковская галерея). Можно предположить, что выбор ракурса для съемки был совместным творческим решением супругов, и получившуюся фотографию можно заслуженно назвать произведением искусства.