Алексей Корзухин – сын казенных мастеровых екатеринбургских заводов, обязанных пожизненно трудиться на рудниках. Первые уроки живописи он получил, копируя иконы и занимаясь у преподавателя черчения в Горном училище в Екатеринбурге. В 1857 году на свой страх и риск юноша отправился в Петербург и был зачислен в Императорскую Академию художеств, где учился до 1863 года в классе исторической живописи у профессора Ф.А. Бруни. Академические конкурсы и награды имели для молодого художника особое значение: полученные серебряные медали позволили ему освободиться от обязательной горной службы – повинности, на которую он был обречен происхождением. Тем не менее совсем скоро Корзухин стал одним из участников знаменитого «бунта» четырнадцати учеников, отказавшихся от конкурса на большую золотую медаль по предложенной исторической теме, и покинул Академию, получив лишь звание художника 2-й степени. Дальнейшая академическая карьера мастера, посвятившего себя преимущественно жанровой живописи, сложилась вполне удачно: в 1868 году за картину «Возвращение с ярмарки» (
«Возвращение с сельской ярмарки». 1868, ГТГ) он был удостоен звания профессора, а в 1893 году стал действительным членом Академии художеств.
Корзухин был одним из членов-учредителей
Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), но не принял участия ни в одной его выставке и вышел из объединения в 1872 году. Несмотря на это, лучшие произведения художника отвечают одной из основных идейных установок Товарищества – отражать в живописи жизнь российского общества разных слоев. Сам он говорил, что «если где-нибудь русское искусство и процветает, то только в обществе передвижников». Бытовые, во многом социальные, образы, созданные Корзухиным, окрашены душевной теплотой и сердечным отношением художника к заботам, бедам и радостям простых людей. Картина «В монастырской гостинице» стала своеобразным продолжением сюжета, изображенного на полотне
«Перед исповедью» (1877, ГТГ). Автор проявляет композиционное мастерство, представляя многофигурную сцену в интерьере, и наделяет каждого ее участника почти литературной характеристикой. Красивый молодой настоятель, не обращая внимания на окружающую суматоху, увлечен светской беседой с простодушно глядящей на него богатой купчихой. За ними с интересом наблюдают другие обитатели монастыря, в то время как дети и служки заняты чаепитием. Мягкий юмор, наблюдательность, жизненность ситуации и вместе с тем детальная тщательность манеры письма Корзухина побуждают вспомнить произведения П.А. Федотова, живописные и образные особенности которых были по-новому истолкованы передвижниками и их современниками.