Алексей Корзухин стоял у истоков основания Товарищества передвижных художественных выставок. Согласно уставу общества, после того, как Корзухин не успел в срок предоставить произведение на очередную передвижную выставку, его исключили из состава объединения. Несмотря на этот формальный инцидент, художник всю жизнь оставался верен идеям передвижничества. Созданные им жанровые картины с изображением церковных обрядов, народных гуляний, ярмарок и более камерных сцен складываются в многоликое и правдивое повествование о жизни российских сословий в 1860-е – 1880-е годы.
Полотно «Разлука» исполнено на тему расставания – одну из основных в творчестве Корзухина. Прежнее название произведения – «Отправление кадета в корпус (Прощание сына с матерью)» – проясняет и без того легко считываемый сюжет. В гостиной родительского дома звучат последние материнские напутствия перед отъездом отпрыска. Близится минута долгой разлуки. Няня, собранная в путь, кротко ожидает в дверях. Сопровождающий из военного училища нетерпеливо поглядывает на карманные часы. Юный кадет приобнял мать и слушает ее с безрадостным видом. Судьба будущего офицера, скорее всего, была определена еще до его рождения. Говорящие детали намекают на то, что жизненный путь большинства обитателей этого дома связан с воинской службой. Это парадный портрет предка в генеральском мундире с золотыми эполетами, а также лежащая на стуле газета «Русский инвалид» – официальное печатное издание Военного министерства.
Картина экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств, откуда была приобретена Павлом Третьяковым.