Тимошенко Лидия (1903-1976)
Пионеры
1930
Размер - 100 x 145
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5042
Поступило из РОСИЗО. 1995
Лидия Яковлевна Тимошенко – прекрасный мастер русской живописи и графики, тонкий и глубокий художник ленинградской школы. К началу 1930-х годов у нее уже сформировалась собственная живописная манера, сложился уникальный образный язык.
Подбирая произведения к своей персональной выставке 1961 года, Лидия Яковлевна пишет в дневнике: «Выставлять можно то, что я сделала в 1929–31 году, да то, что делаю сейчас…» Рубеж 20–30-х годов прошел для художницы в новаторской атмосфере общества «Круг художников», членом которого она была. Большинство работ того периода посвящено темам детства и юношества, на них запечатлена жизнь пионерских лагерей, подростки, проводящие время на спортивных площадках, загорающие и купающиеся на пляже, дети, собирающие фрукты. Их образы правдивы и выразительны, они наполнены мягкостью и чистым звучанием цвета. Через своих персонажей Лидии Яковлевне удалось передать особый колорит своего времени, донести до нас образ далекой юности наших родителей.
Сама художница в интервью 1935 года рассказывала: «Сейчас я целиком захвачена детской тематикой, потому что дети – наша молодость, потому что они сама свежесть жизни, потому что их образы в своей непосредственности цельнее и яснее видны, потому что само общение с ними доставляет мне большое удовольствие… Образы наших пионеров, обращенных лицом к миру, а не в себя, почти еще никем не выявлены, и мне очень хочется это сделать».
В конце 30-х годов Лидия Тимошенко работала над группой больших декоративных панно для ленинградского Дворца пионеров. Многие современники особо отмечали те произведения как образец новаторского и одновременно созвучного своему времени искусства. К сожалению, судьба этих полотен неизвестна, в какой-то момент они просто исчезли и найти их не удалось. Работа «Пионеры» относится к более раннему периоду творчества художницы, схожесть сюжетов и необычная их трактовка с включением архитектурных деталей дает возможность предположить, что произведение могло быть частью подготовительной работы к тем утерянным панно.
Зритель видит не просто момент из жизни подростков. На полотне запечатлен целый период юношеской активности. Тут можно разглядеть общий завтрак, и спортивные мероприятия, и совместный отдых, и занятия в классе. К тому же художница пишет на условном балконе группу детей, которые не просто наблюдают за жизнью своих ровесников, но и машут им с высоты. Ее мальчишки и девчонки полны энергии и жизни, они активны и целеустремленны. Живой и свежий взгляд художницы на своих персонажей, пластика их движений рождают лиричный образ советского ребенка. Андрей Дмитриевич Чегодаев сказал про Лидию Яковлевну так: «…судить о советских детях тридцатых годов будут по живым и реальным образам Тимошенко, а не по упитанным, жирным артековским пионерам казенных жанристов».