Тимошенко Лидия (1903-1976)
Автопортрет в синем
1960
Размер - 55 x 44,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1626
Приобретено у А.Е. Кибрика, сына художницы, Москва. 1982
Лидия Яковлевна Тимошенко – прекрасный мастер русской живописи и графики, тонкий и глубокий художник ленинградской школы. Период становления этой художницы приходится на вторую половину 1920-х, время энергичное и бурное, отличавшееся многообразием художественных школ и направлений. Тимошенко входила в объединение «Круг художников», деятельность которого была в эти годы одним из самых ярких явлений ленинградского искусства. Любимыми темами ее картин и рисунков на протяжении всей творческой жизни были молодость, юность, детство.
Однако в конце 1950-х годов живопись Лидии Тимошенко претерпевает серьезные изменения. Совсем исчезают сюжеты, в которых действуют столь любимые ею дети и подростки, ее больше не привлекают жанровые сценки. Тема молодости остается в произведениях, но она приобретает совсем иной характер, повзрослевший, задумчивый и серьезный. На первое место в творчестве Тимошенко выходит портретная живопись, в том числе автопортреты. Меняется и живописная манера тех лет. Появляется большая лапидарность, обобщенность в цвете и форме, силуэтность. Именно эти черты присущи «Автопортрету в синем». Черный фон, выхваченное светом лицо, лаконичный цвет блузы, прямой взгляд темных глаз – все это создает пронзительный образ художницы.
На посмертной выставке 1981 года в речи, посвященной Лидии Яковлевне, Дементий Шмаринов отметил: «Особенно удачен по точности характеристики “Автопортрет в синем”. Он очень хорошо выражает саму художницу. Найденное в композиции диагональное движение создает ощущение той стремительности, которая вообще была характерна для художницы». Близкие Тимошенко люди особо отмечали силу ее характера и женственность, так удачно подчеркнутую в этом полотне. Мариам Асламазян вспоминает о невероятном женском очаровании, остром уме и таланте своей подруги: «Никто не мог остаться равнодушным к ней».
Художница была начитанной и образованной, на все имела свое мнение, она не вступала ни в какие компромиссы с советской действительностью, но и не конфликтовала с ней. Оставаясь всегда верной себе в художественных поисках, не имея масштабного общественного признания, она прожила наполненную искусством жизнь. В письме к И. Гинзбург 1958 года Лидия Яковлевна пишет: «И кстати, “неуспех”, как оказалось, – мое счастье. Успех обязывает, а неуспех освобождает от всего, и я пишу для себя».