Тимошенко Лидия (1903-1976)
Кавалерист-девица Надежда Дурова
1945
Размер - 115 x 93
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4264
Дар А.Е. Кибрика, сына художницы, Москва. 1991
Лидия Яковлевна Тимошенко – прекрасный мастер русской живописи и графики, тонкий и глубокий художник ленинградской школы. Период становления художницы приходится на вторую половину 1920-х, время энергичное и бурное, отличавшееся многообразием художественных школ и направлений. Тимошенко входила в объединение «Круг художников», деятельность которого была в эти годы одним из самых ярких явлений ленинградского искусства. Любимыми темами ее картин и рисунков на протяжении всей творческой жизни были молодость, юность, детство.
После эвакуации семья Лидии Яковлевны переехала в Москву, где ей пришлось начинать все заново. Тимошенко пишет в дневнике тех лет: «Имя! У меня нет имени! Я неизвестная художница <…> Творчество, которое никого не интересует! Буду работать или нет – всем безразлично. До войны я была талантливой и обещающей. Эвакуация меня стерла». В это время она берется за полотно «Кавалерист-девица Надежда Дурова». Работа над картиной заняла почти год, за это время в дневниках художницы появились такие строки: «Передо мной моя Наденька – гордая, молодая Ева, сорвавшая зеленые яблоки и состригшая свои косы...» Эти строки приоткрывают нам замысел художницы, которая выбирает для отображения переломный момент биографии Дуровой. То самое решающее мгновение, когда она собирается бежать из родительского дома на военную службу.
Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года в Киеве в семье гусарского ротмистра Андрея Васильевича Дурова. В возрасте 23 лет девушка, переодевшись в мужскую одежду, тайно отправилась вслед за казачьим отрядом и присоединилась к нему. В бойком юноше, ловко владевшем саблей и крепко сидящем в седле, никто не заподозрил подмены. За смелость и героизм, проявленные в Прусской кампании, Надежда Дурова была представлена к награде и произведена в унтер-офицеры под именем Александра Соколова. Отец, узнав, что дочь жива и служит в русской армии, сообщил об этом императору и потребовал вернуть беглянку домой. Однако Александр I, пораженный желанием девушки служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка и приказал носить фамилию Александров. Под этой фамилией она участвовала в Отечественной войне 1812 года как ординарец фельдмаршала М.И. Кутузова и была награждена Георгиевским крестом за спасение жизни русского офицера. Во время Бородинского сражения получила контузию, но, несмотря на боль, осталась в строю. В марте 1816 года Дурова вышла в отставку в чине штаб-ротмистра. Умерла Надежда Андреевна Дурова в возрасте 83 лет. Хоронили ее с воинскими почестями и в мужском платье.
В изображении Надежды Дуровой Тимошенко передает душевное состояние своей героини застывшей позой, напряженным выражением лица, обращенным в себя взглядом. Это полотно очень точно отражает характер, мироощущение и самой художницы. Читая дневники, которые она вела с самого детства, понимаешь, что Лидия Яковлевна хотела быть сильной, постоянно соревновалась со старшей сестрой, а повзрослев, ненавидела в себе проявления слабости. После завершения работы над «Кавалерист-девицей Надеждой Дуровой» Тимошенко тревожилась о дальнейшей судьбе своего полотна, что было отражено на страницах ее дневника: «Боюсь, что “Дурова” не пройдет на выставку при тайном голосовании… Писала я ее не по заказу, без договора… И все же надо действовать и бороться». Картина прошла комиссию и участвовала во Всесоюзной художественной выставке 1945 года, где была куплена для клуба им. III Интернационала в Люберцах и при жизни автора больше не выставлялась. Спустя 35 лет, во время подготовки посмертной выставки художницы, полотно было найдено «хранящимся» за трубами отопления в том самом клубе, а в 1991 году картина передана в собрание Третьяковской галереи.