Имя художника Ивана Николаева стоит особняком в советском искусстве второй половины ХХ века, как официальном, так и неофициальном. Представитель знаменитой художественной династии Бенуа – Лансере – Серебряковых, Николаев более всего известен своими монументальными работами.
После окончания отделения монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) в 1964 году художник приступил к выполнению заказов по оформлению интерьеров общественных зданий. Особое место в биографии Николаева занимают работы, созданные для станций Московского метрополитена, они украшают «Боровицкую», «Отрадное» и «Достоевскую».
Николаев в конце 1960-х годов начал экспериментировать с объемно-пространственными композициями и исследовать пластические возможности в области таких традиционных жанров, как портрет, натюрморт, городской пейзаж. В двух работах, находящихся в собрании Третьяковской галереи – «Свадьбы у Александровского сада» (1987) и
«Похоронный оркестр» (1992), – Николаев в качестве приема использует вывод изображения за пределы холста, на раму.
Большая часть картин и трехмерных композиций Николаева посвящена мифологии города, его персонажам и ритуалам: свадьбам, похоронам, встречам в парках или подворотнях, жизни московского метро. Смешивая разные стили и материалы, свободно обращаясь с пространством, композицией и цветом, Николаев создает гротескные и экспрессивные образы, отвечающие духу времени.
Так, например, в работе «Свадьбы у Александровского сада» мы видим одновременно несколько свадебных процессий на Манежной улице между Историческим музеем и входом в Александровский сад. На заднем плане виднеется Угловая Арсенальная и Никольская башни, а также купола храма Василия Блаженного и контур Мавзолея. Всё пространство картины заполнено несчетным количеством людей, сгруппировавшихся вокруг невест. Номер желтой машины – 1987 – обозначает год создания работы. Визуальной особенностью картины, помимо яркой и динамичной цветовой экспрессии, становится необычное использование пространства рамы – верхняя часть существует независимо от изображения, нижняя часть – прямое продолжение композиции, а боковые части – зеркальное отображение действия. Светотеневое решение также меняется от объекта к объекту – где-то художник придерживается сложной трактовки объемов, а где-то уплощает до простых форм, близких к стилистике монументальной живописи.