Забелин Вячеслав (1935-2001)
Весенний вечер в Ростове
1981
Размер - 64,5 x 69
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2197
Поступило от Союза художников СССР. 1984
Главной темой и основным содержанием работ московского художника Вячеслава Забелина стал Ростов Великий – небольшой провинциальный городок, бывший некогда великолепной княжеской столицей и резиденцией церковных иерархов. В 1967 году только что окончивший вуз художник увидел из окна поезда купола ростовских храмов, и с тех пор его творчество навсегда оказалось связанным с этим городом.
Помимо древнего Кремля источником вдохновения для Вячеслава Забелина стали ростовские купеческие особняки XVIII–XIX веков. Художник считал, что «дом подобен живописному портрету человека… по его пропорциям и отделке фасада можно представить не только былые времена, но и нравы хозяина, и темперамент архитектора». Среди старинных ростовских зданий Вячеслав Забелин нашел свой любимый персонаж – «синий домик». Необычные формы здания со срезанным углом и декоративным пояском ниш с изумрудными изразцами неизменно привлекали художника на протяжении всей творческой жизни. В собрании Третьяковской галереи находятся два полотна с изображением этого построенного во второй половине XIX века двухэтажного дома купца Лобанова с лавкой.
Сумерки «Весеннего вечера в Ростове» преобразуют синюю окраску дома в благородную бархатистую поверхность. Из-под утраченной местами синей краски проступают слои другого цвета, обнажается кирпичная кладка, и этот палимпсест на старых стенах вдохновляет художника, увидевшего в подобных следах времени патину старины и повод для живописной практики. Насыщенный, созданный неиссякаемой вариативностью цветовых отношений и дробными, мерцающими мазками колорит приглушен вечерними сумерками, но вдруг вспыхивает множеством оттенков кобальта – цвета, которым художники неизменно пишут сирень. И на картине Вячеслава Забелина сиреневый куст во всем великолепии буйного цветения становится едва ли не главным персонажем. На фоне величавого достоинства старинного дома роскошные ветви сирени трогательно укрывают сидящую влюбленную пару, и этот камерный мотив становится воплощением единой и целостной среды древнего города, гармонии тихого, мерно текущего провинциального бытия, увиденного художником через призму красоты.