Иванов Сергей (1822-1877)
Помпея
Вторая половина 1840-х – начало 1850-х
Размер - 26,7 x 38,1
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.19643
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Сергей Иванов – младший брат художника Александра Андреевича Иванова. Он учился на архитектурном отделении Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1843 году был награжден большой золотой медалью за проект здания Публичной библиотеки и получил право на заграничную поездку. В 1845 году Сергей отправился в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. Посетив Германию, Бельгию и Францию, молодой архитектор прибыл в марте 1846 года в Рим и остался здесь до конца жизни. Он занимался изучением и реконструкцией античных памятников Рима, Помпей, Афин. В Помпеях Иванов бывал в 1847, 1851 и 1852 годах. Об этом свидетельствуют его датированные рисунки. Не исключено, что приезжал сюда и в другие годы. Неплохо владея акварелью, он сделал много зарисовок улиц и домов, а также фресок, сохранившихся на стенах зданий.
На этой акварели изображен привлекший художника вход в дом с городской улицы. В отличие от большинства жилых зданий Помпей, расположенных в кварталах со строгой прямоугольной планировкой, этот дом, по-видимому, находится в другой зоне города. Он стоит на улице, имеющей небольшой уклон. С тротуара, обрамленного бордюрными камнями, к входу ведет лестница. По ее сторонам стояли когда-то колонны, сохранившиеся лишь наполовину. У верхней ступени лестница делает поворот, так как участок, занятый домом, – неправильной формы. Сквозь широкий проем в толстых стенах здания открывается вид на перистиль – внутренний двор с колоннадой прямоугольных очертаний. Так же, как и стены, она сохранила следы былой красочной отделки. В перистиле разбивали сад или цветник, ставили скульптуры, устраивали фонтаны. Во многих домах, как, вероятно, и здесь, в зеленый дворик выходили двери спален и других помещений, расположенных в окружающих стенах.
Запечатленный Ивановым дом принадлежал не патрицию. Их жилища имели более сложную планировку. Однако перистильный двор – характерная примета практически любого состоятельного помпейского дома. В названии рисунка сохранено написание «Помпея», принятое в XIX веке.