Иванов Сергей (1822-1877)
Помпея
Вторая половина 1840-х – начало 1850-х
Размер - 26,9 x 38
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.19641
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Сергей Иванов – младший брат художника Александра Андреевича Иванова. Он учился на архитектурном отделении Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1843 году был награжден большой золотой медалью за проект здания Публичной библиотеки и получил право на заграничную поездку. В 1845 году Сергей отправился в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. Посетив Германию, Бельгию и Францию, молодой архитектор прибыл в марте 1846 года в Рим и остался здесь до конца жизни. Он занимался изучением и реконструкцией античных памятников Рима, Помпей, Афин. В Помпеях Иванов бывал в 1847, 1851 и 1852 годах. Об этом свидетельствуют его датированные рисунки. Не исключено, что приезжал сюда и в другие годы. Неплохо владея акварелью, он сделал много зарисовок улиц и домов, а также фресок, сохранившихся на стенах зданий.
На этом листе изображено место пересечения двух улиц Помпей (В названии рисунка сохранено написание «Помпея», принятое в XIX веке). В глубину уходит прямая узкая улочка с ровными рядами домов. Она заканчивается видом склона Везувия вдали. Слева направо протянулась улица Изобилия (Виа дель Аббонданца), соединяющая форум с площадью амфитеатра и Сарнскими воротами. Свое название она получила от рельефа фонтана, представляющего девушку, держащую в руках рог изобилия. Этот уличный фонтан, видный на рисунке, находится возле дома Евмахии. Огромное здание, главным фасадом обращенное к форуму, было построено в эпоху Тиберия и предназначалось для коллегии ткачей и красильщиков. Здесь находились склады и велась торговля тканями. Над одним из входов со стороны улицы Изобилия сохранилась мраморная плита с надписью, которая гласила, что Евмахия, общественная жрица, от своего имени и от имени своего сына Марка Нумистрия Фронтона, построила это здание на собственные деньги и посвятила Конкордии Августе и благочестию. Плита запечатлена на рисунке.
Древний город привлекал Иванова не только достопримечательностями, но и своим градостроительным решением. Архитектор зарисовал не только древние стены домов и фресковую роспись, но и вымощенные огромными валунами дороги. Очевидно, что особый интерес у него вызвали каменные тротуары и переходы – большие гладкие камни, установленные на мостовой с учетом возможности проезда повозок. По таким возвышениям-камням можно было легко перейти улицу во время сильного дождя, когда по ней неслись потоки воды.