Иванов Сергей (1822-1877)
Роспись стены
Вторая половина 1840-х – начало 1850-х
Размер - 27,5 x 38,2
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.19645
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Сергей Иванов – младший брат художника Александра Андреевича Иванова. Он учился на архитектурном отделении Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1843 году был награжден большой золотой медалью за проект здания Публичной библиотеки и получил право на заграничную поездку. В 1845 году Сергей отправился в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. Посетив Германию, Бельгию и Францию, молодой архитектор прибыл в марте 1846 года в Рим и остался здесь до конца жизни. Он занимался изучением и реконструкцией античных памятников Рима, Помпей, Афин. В Помпеях Иванов бывал в 1847, 1851 и 1852 годах. Об этом свидетельствуют его датированные рисунки. Не исключено, что приезжал сюда и в другие годы. Неплохо владея акварелью, он сделал много зарисовок улиц и домов, а также фресок, сохранившихся на стенах зданий.
Рисунок, скорее всего, является реконструкцией виденной Ивановым фрески на западной стене внутреннего двора Мацеллума – крытого рынка у форума Помпей. Вероятно, эта сохранившаяся ныне роспись и в середине XIX века была не в идеальном состоянии. Создание ее относят к периоду после землетрясения 62 года. Роспись выполнена в четвертом стиле помпейской живописи, который называют также перспективно-орнаментальным. Поверхность стены разделена вертикальными и горизонтальными линиями на большие темные панели с нарисованными в центре сценами и орнаментальные фризы вверху и внизу. Геометрические построения соединяются с изображением замысловатых архитектурных элементов, создающих иллюзию трехмерного пространства. Композицию оживляют мифологические фигуры. В главной сцене можно узнать Ио и Аргуса.
Иванов воспроизвел фреску, сохранив следы естественных разрушений. В верхнем ряду он лишь наметил очертания находящихся там натюрмортов и фигур девушек на голубом фоне. Но средний и нижний ярусы росписи проработаны очень хорошо и позволяют зрителю живо представить себе подлинную стену помпейского здания I века нашей эры.