Лагрене-старший Луи-Жан-Франсуа (1725-1805)
Танкред и Клоринда
1761
Размер - 194,2 x 260
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6041
Поступило из Музея изящных искусств. 1925
Лагрене представил эпизод из популярной поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» (песнь XII). Как и положено мастеру барокко, живописец выбирает наиболее драматичный момент поэмы, характеризующийся наивысшим накалом самых противоречивых чувств главного героя. Танкред, христианский рыцарь-крестоносец, победил опасного и сильного соперника. Но в тот же миг торжество победы сменилось чувством глубочайшего отчаяния, так как в поверженном, смертельно раненном враге он узнал персидскую воительницу Клоринду, в которую был безнадежно влюблен. Утирая слезы безысходности, амур улетает прочь с места побоища, где любовь не смогла найти себе пристанища.
Насыщенная, наполненная хаотичным движением и беспорядочно разбросанными аксессуарами композиция передает смятение в душе главного героя картины - Танкреда. Его стремительное движение разбивается о неподвижное, обмякшее аморфное тело Клоринды, ниспадающее на землю из его объятий. Контраст порывистого и расслабленного, живого и мертвого создает напряжение центральной группы персонажей. Колористическая гамма, напротив, яркая, красочная, построена на сочетании чистых и звучных цветов. Она заставляет забыть о несчастье героев сцены и превращает картину в декоративное панно.
Лагрене-старший жил в России всего два года (1760 – март 1762). Его деятельность была неразрывно связана с основанной в 1758 году Академией художеств и с именем графа И.И. Шувалова, который и пригласил его в Петербург в качестве преподавателя живописного класса Академии. Деятельность Лагрене немало способствовала также формированию художественного вкуса русской придворной аристократии. Живя в России, он не только преподавал, но и продолжал работать по частным заказам, и его картины пользовались огромным успехом. Ведь французское искусство в середине XVIII века рассматривалось как «мерило вкуса и эталон профессионализма». Представленная картина является как раз одной из тех, которые были созданы Лагрене во время пребывания в России. Существует два предположения, для чьей коллекции она была написана изначально. Согласно одному из них, полотно приобрел кузен И.И. Шувалова, граф Петр Иванович Шувалов. По другой версии, заказчиком произведения выступал сын П.И. Шувалова, граф Андрей Петрович Шувалов, страстный галломан и один из самых образованных людей своего времени.