Токе Луи (1696-1772)
Портрет графа К.Г. Разумовского
1758
Размер - 145,9 x 113,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6042
Поступило из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. 1925
Луи Токе, придворный художник Людовика XV, был отпущен ко двору русской императрицы Елизаветы Петровны всего на полтора года благодаря долгим переговорам и неустанной деятельности вице-канцлера М.И. Воронцова. Кроме самой императрицы, Токе запечатлел лишь узкий круг самых высокопоставленных придворных. В их число не мог не войти граф Кирилл Григорьевич Разумовский, друг М.И. Воронцова и брат фаворита императрицы.
Токе создавал портрет Разумовского в то время, когда граф носил звание гетмана Украины (1750-1764). Елизавета Петровна предполагала, что именно он должен будет возглавить казачье войско в Семилетней войне (1756-1763). Поэтому художник сделал все возможное, чтобы подчеркнуть “боевой дух” модели. Разумовский представлен в генеральском кафтане, со знаками орденов Св. Андрея Первозванного и Белого Орла, с гетманской булавой в руке и со шпагой на поясе. С правой стороны у ног гетмана можно видеть боевое знамя и два сигнальных барабана, которые наглядно демонстрируют готовность Разумовского выступить в поход. Булавой же он указывает на задний план картины, где уже развернулась батальная сцена. Но воспетым художником боевым талантам графа не суждено было реализоваться на практике. После отмены гетманства в 1764 году он получил звание фельдмаршала и навсегда оставил военную карьеру, так и не поучаствовав ни в одной битве.
Разумовский получил образование в Германии и Франции в 1743-1745, был одним из образованнейших людей своего времени, меценатом и покровителем изящных искусств. Его коллекция картин, значительно пополненная во время второго путешествия по Западной Европе в 1765-1766, была одной из крупнейших в Петербурге. Облик Разумовского известен нам, кроме картины Токе, по портрету кисти П. Батони (частное собрание) и бюсту А.-Ж. Лебрена. Портрет, созданный кистью Токе, стал одной из жемчужин живописи эпохи барокко. Благодаря гравюре Г.Ф. Шмидта, сделанной в 1762 за 1000 рублей, изображение было широко известно еще при жизни модели.