Суходольский Борис (Годы жизни неизвестны)
Астрономия. Десюдепорт
Около 1754
Размер - 100 x 210
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20768
Поступило из Государственного Эрмитажа. 1933
Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») – декоративное панно, расположенное над дверным проемом, которое применялось в отделке парадных интерьеров дворцов. Произведение было написано Б.В. Суходольским для Екатерингофского дворца и входило в серию десюдепортов, посвященных аллегориям наук и искусств. На полотне «Астрономия» изображены грациозные дамы и галантные кавалеры, не просто прохаживающиеся по парку, но занятые научными наблюдениями.
В XVIII веке в обществе вырос интерес к астрономическим исследованиям, появились домашние обсерватории, развивалась академическая наука. В десюдепорте наглядно отображен арсенал астрономических приборов того времени. Дама в светлом платье на переднем плане глядит в телескоп, который любезно поддерживает кавалер. За ними – другой наблюдатель с телескопом и дама с угломером (еще один прибор лежит на земле). На переднем плане ученый, который сосредоточенно склонился над армиллярной сферой, использовавшейся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил. Под древней аркой, в глубине холста молодой человек задумчиво вращает небесный глобус. В правой части картины кавалер что-то объясняет спутнице в нарядном золотистом платье.
В основе композиции «Астрономии», как и другой работы Суходольского “Прогулка” (около 1754) вероятно, лежали картины или гравюры западноевропейских мастеров. Произведение отличается не столько бытовым, сколько в соответствии с замыслом, декоративно-аллегорическим характером, свойственным для XVIII века. «Античные руины», на фоне которых запечатлены кавалеры и дамы Суходольского, являлись одним из любимых садово-парковых мотивов того времени и располагали к раздумьям. Декоративно написанный пейзаж, галантные жесты людей, нарядная цветовая гамма, оттенок театральности, оригинальный формат в виде перевернутой восьмерки позволяют рассматривать произведение в рамках рафинированной рокайльной культуры.