Суходольский Борис (Годы жизни неизвестны)
Жанровая сцена. Десюдепорт
Около 1754
Размер - 100 x 210
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22672
Поступило из Государственного Эрмитажа. 1933
О деятельности Бориса Суходольского сохранилось мало сведений. Вероятно, он был крепостным, служил в Москве в доме Н.Ю. Ржевского. В 1743 году был отобран И. Одольским для отправки в Петербургскую Гофинтендантскую контору. В 1750-м работал в Оперном доме под началом Д. Валериани. В 1753–1755 годах трудился в Петербурге в доме князя Н.Ю. Трубецкого. В эти же годы в Царском Селе под руководством А. Перезинотти писал плафоны и десюдепорты (наддверные панно).
Судя по размерам и фигурной форме, а также тематике, эта картина относилась к серии десюдепортов, выполненных в 1754 году для Екатерингофского дворца в Петербурге. В эту серию входили произведения Суходольского «Прогулка», «Астрономия» (обе – Третьяковская галерея), «Живопись», «Музыка», а также «Цветы, фрукты и попугай» А.И. Бельского и «Цветы и фрукты» И. Фирсова (все – Русский музей). Все композиции были призваны украшать дворцовые интерьеры, играя важную роль в их объемно-пространственном решении. Произведения написаны на условных пейзажных фонах, где представлены галантные сцены с дамами и кавалерами. Персонажи прогуливаются, беседуют, музицируют, знакомятся с научными приборами и в аллегорической форме раскрывают названия десюдепортов. Панно исполнены в стиле рококо с его характерным колоритом, построенным на сочетании нежных розовых, коричневатых и зеленоватых тонов, а также интересом к теме игры.
В «Жанровой сцене» изображены два путника с навьюченными осликами, которые спешились и рассматривают ногу одного из животных. Композиция несколько отличается от названных выше десюдепортов тем, что представляет жанровую сцену, а не аллегорию или натюрморт. Вероятно, из-за этой сюжетной непохожести в каталоге Третьяковской галереи 2015 года авторство художника дано под вопросом. В предшествующих каталогах панно считалось бесспорной работой Б. Суходольского.
Десюдепорт имеет большое значение как образец декоративной живописи середины XVIII века, ранее украшавший не сохранившийся архитектурный памятник – деревянный Екатерингофский дворец (1711, архитектор Д. Трезини).