Гроот Иоганн Фридрих (Иван Федорович) (1717-1800)
Попугаи
1766
Размер - 110 x 90
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25552
Поступило из Гатчинского дворца-музея. 1931
И.Ф. Гроот прибыл в Петербург по рекомендации своего брата, придворного портретиста Г.Х. Гроота, в 1748 году и сразу же нашел собственную нишу в художественной среде, посвятив свое творчество малораспространенному в России анималистическому жанру. Картины с изображением животных, пернатых, а также битой дичи пользовались популярностью у придворной знати для украшения дворцов и охотничьих павильонов.
Представленная картина «Попугаи» вполне органично дополнила декоративное убранство Гатчинского дворца, на облик которого оказала влияние архитектура английских охотничьих замков.
Попугай нередко присутствует на картинах европейских, особенно нидерландских, художников, писавших натюрморты, например полотнах Р. Саверея, А. Клаасена, Ф. Снейдерса и других. В натюрмортах старых мастеров попугай имел нередко эмблематическое значение. Он символизировал праведника, а в сочетании с определенными фруктами и предметами мог выступать символом победы над злом, самоотверженной службы на благо отечества, пренебрежением праведника к тщете мира. И.Ф. Гроот, выросший и получивший живописные навыки в Штутгарте, работавший в Вене, был хорошо знаком с этой давней живописной традицией. Возможно, какие-то оттенки иносказательного смысла присутствуют и в данной работе. Однако первостепенной целью мастера была точная передача внешности экзотических птиц.
Выбор сюжета был во многом обусловлен барочной стилистикой картины, так как барокко любит все необычное и причудливое. Подчеркнутая натуралистичность также была свойственна барочным изображениям. Тем не менее картину нельзя считать случайной натурной зарисовкой. В построении композиции, в расположении птиц в пространстве чувствуется главенство декоративного начала. В изображении передано любование художника, а вслед за ним и зрителя, диковинными птицами, которые были большой редкостью. Обладание привозными раритетами, либо их живописным воспроизведением, было в моде среди высокопоставленных аристократов, так как указывало на некую избранность обладателя.
Хотя И.Ф. Гроот писал самых разных животных, птицы занимают в его творчестве особое место. В 1748–1763 годах для павильона Монбижу в Царском Селе он исполнил 46 картин, изображающих битую и живую дичь. Нередко пернатые встречаются в его творчестве и в последующие годы, примером чему служит картина «Голуби» (1772) из собрания Третьяковской галереи.