Гроот Иоганн Фридрих (Иван Федорович) (1717-1800)
Голуби
1772
Размер - 94,8 x 82,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11244
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова. 1929
Немецкий художник Иоганн Фридрих Гроот прибыл в Петербург из Вены в 1747 году и до конца жизни работал в России. Художник прославился как мастер, работающий в анималистическом жанре. Сразу по приезде в Петербург ему были заказаны сорок шесть картин «всякого звания и всех родов птиц и зверей» для паркового павильона Монбижу в Царском Селе. Для этой работы к Грооту были определены «рисовальные ученики» Иван Шилкин и Алексей Шершнев для писания «охотных картин». Незаурядные по своему художественному качеству произведения немецкого мастера обрели популярность у современников. Успеху картин способствовал и перевод их в гравюры и шпалеры.
Художник прекрасно знал облик и повадки животных и птиц, был наблюдателен и точен в их изображении. «Я старался дабы изображение фигур с натурою сходно было», – писал живописец. Прежде всего мастер наблюдал за поведением домашних птиц и животных. В царскосельском парке и Зверинце Гроот зарисовывал своих «героев» среди естественной природной среды. Непоседливые модели требовали от художника быстрой реакции и зоркости, наблюдательности и отличной зрительной памяти. Еще у себя на родине он прославился особенным мастерством в изображении шерсти животных и перьев птиц. С помощью множества тонких цветовых нюансов и мягкого освещения художник добивался почти иллюзорности в их передаче. Гроот замечательно передает фактуру оперения птиц: нежный пух цыплят и птенцов голубей, более жесткие перья взрослых особей. В картине «Голуби» легкими лессировками художник передает естественную окраску голубиных перьев. Пастозные мазки почти чистых белил подчеркивают фактуру.
«Под И.-Ф. Гроота» в 1763 году в Петербургской «академии трех знатнейших художеств» был образован специальный класс «зверей и птиц», где немецкий «зверописец» преподавал до 1775 года. В 1765 году Гроот был признан академиком живописи, в 1766 – советником Академии, в 1774 – почетным вольным общником. Сам он неоднократно повторял и варьировал свои работы, их охотно копировали ученики академического класса. Признанные эталонными, картины Иоганна Фридриха Гроота служили образцами для подражания другим художникам. В Третьяковской галерее хранятся и другие его анималистические картины: «Попугаи» (1766), «Кот и мертвый заяц» (1777).