Вуаль Жан-Луи (1744-1806)
Портрет княгини Е.Ф. Долгоруковой с сыновьями Василием и Николаем
1789
Размер - 54 x 43,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5352
Поступило от Е.А. Долгоруковой. 1917
Екатерина Федоровна Долгорукова (1769-1849), урожденная Барятинская, одна из самых ярких красавиц своего времени, до глубокой старости сохранила обаяние и привлекательность. Она позировала многим замечательным мастерам. И.Б. Лампи – старший представил княгиню в виде Гебы, Э. Виже-Лебрен изобразила ее задумчивой Сивиллой.
В отличие от своих современников, Вуаль отказывается от аллегорической трактовки образа и представляет молодую даму в естественной обстановке в окружении своих сыновей. Мастер заставляет свою модель играть роль добродетельной матери семейства. Такая концепция образа была подсказана художнику популярными в конце XVIII столетия идеями сентиментализма. Приверженцы сентиментальной доктрины, к числу которых принадлежал и Вуаль, пропагандировали ценность семьи и близких родственных отношений, что повлекло за собой всплеск интереса к групповым семейным портретам.
Высокий социальный статус модели подчеркнут ее дорогим туалетом. Атласное платье в английском стиле, дополненное легким белым платком – фешю, прикрывающим декольте, и пышный кубовидный парик являлись непременными атрибутами модниц конца 1780-х годов.
Старший из представленных сыновей, Василий, был назван в честь отца, В.В. Долгорукого, и прославленного деда, В.М. Долгорукого-Крымского. К слову, в Третьяковской галерее находится портрет Долгорукого - Крымского кисти А. Рослина, происходящий, как и рассматриваемое изображение, из родовой подмосковной усадьбы Долгоруковых Волынщина. В юности В. В. Долгоруков - младший, по примеру деда-полководца, хотел стать военным и служил в Семеновском полку. Но затем быстро оставил военное поприще и предпочел карьеру придворного. Его брат Николай, родившийся в октябре 1789, представлен Вуалем совсем юным младенцем. Вместе с родителям в молодости он много лет жил за границей, затем служил при русских посольствах в Вене и Париже. Затем он, как и старший брат, поступил на придворную службу и стал при Николае I президентом придворной Конторы.
Приоритетной целью Вуаля является демонстрация глубокой эмоциональной близости детей и матери. Княгиня ласково привлекает к себе сыновей, так что визуально все три фигуры вписываются в единый силуэт. Объединяющий всю картину неяркий серебристо-голубоватый колорит также подчеркивает гармонию семейных отношений.