Вуаль Жан-Луи (1744-1806)
Портрет графини С.В. Паниной
1791
Размер - 73,5 x 57,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26748
Поступило из Государственного Исторического музея. 1925
Графиня Софья Владимировна Панина (1774–1844) была дочерью графа В.Г. Орлова, младшего из пяти знаменитых братьев, сподвижников Екатерины II. До замужества она жила в Москве, в доме на Никитской улице. Там же она познакомилась со своим будущим супругом, Н.П. Паниным, дом которого располагался по соседству. В январе 1790 года состоялась свадьба. Полтора года спустя молодая чета отбыла в Петербург, где вскоре Вуаль написал портрет С.В. Паниной.
По эмоциональной открытости, искренности в передаче душевных порывов этот камерный портрет можно причислить к новаторским для своего времени произведениям. Высокопоставленная аристократка, крестница Екатерины II, графиня Панина лишена какой-либо спеси или заносчивости. Добродушная улыбка, открытый ласковый взгляд светлых глаз, бесхитростная живая поза выдают натуру отзывчивую, жизнерадостную и беззаботную. Именно такой она осталась в памяти современников. Впечатление эмоциональной экспрессии, внутренней взволнованности образа создается не только благодаря подвижной позе, но и открытой живописной фактуре. Такой подход к трактовке образа позволяет говорить о том, что художник вдохновлялся идеалами эпохи сентиментализма.
Несмотря на то что камерные образы Вуаля на первый взгляд кажутся однотипными, художник старался уловить и передать особенности душевного склада каждой модели. Так, сравнивая изображение С.В. Паниной с парным портретом ее супруга, созданным Вуалем в 1792 году, можно отметить композиционное и колористическое сходство произведений. Цветовая гамма построена на тонких градациях голубого тона. Однако от взгляда художника не укрылась разница темпераментов молодых людей. Судя по письмам, которыми они обменивались незадолго до свадьбы, девятнадцатилетний юноша нередко выступал в роли наставника своей возлюбленной, руководил ее выбором литературы для чтения, учил анализировать прочитанное. И на портрете образ Н.П. Панина гораздо более сдержан и аристократичен по сравнению с искренней в проявлении чувств Софьей Владимировной.
Социальное положение С.В. Паниной художник подчеркивает изысканным дорогим нарядом, состоящим из модного атласного платья с голубым казакином, плотно облегающим верхнюю часть корпуса. Такого же покроя платье можно видеть на портретах великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны кисти В.Л. Боровиковского, исполненных в 1790-е годы. Грудь графини украшает фрейлинский шифр Екатерины II, который почти сливается по тону с платьем. Замужние дамы уже не могли числиться фрейлинами, но должны были надевать шифр в особо торжественных случаях.
Как и портрет супруга, изображение Софьи Владимировны происходит из родового имения Паниных Марфино.