Бельский Алексей (1730-1796)
Астрономия
1756
Размер - 65,3 x 116
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-139
Приобретено у И.И. Фадеева. 1961
Судя по несохранившейся надписи на обороте авторского холста, данное панно было исполнено молодым художником для оформления основанного годом ранее в Москве университета. Одной из важнейших задач живописи художники эпохи Просвещения видели в том, чтобы воспитывать в молодом поколении стремление к добродетелям. Поэтому далеко не случайно появление в стенах университета подобной аллегории. Она должна была нацелить учащихся на усердный труд и приобретение новых научных знаний.
Астрономия входила в число Семи свободных искусств, которые во времена Античности и Средневековья считались наиважнейшими научными дисциплинами. Освоение их являлось привилегией и достойным занятием для свободного человека. Визуальные образы свободных искусств были описаны в трактате римского юриста и грамматика Марциана Капеллы «Свадьба Филологии и Меркурия» (V век). Именно он впервые предложил изображать свободные искусства в виде женских фигур с соответствующими атрибутами. Эта традиция сохранилась вплоть до Нового времени.
Обычными атрибутами Астрономии были циркуль и армиллярная сфера, которые можно видеть на представленном панно. Армиллярная сфера представляла собой схематическую модель небесной сферы и использовалась для астрономических наблюдений. Нередко Астрономию представляли в сопровождении одного, как в данном случае, или нескольких гениев, погруженных в научные занятия.
В Европе персонифицированные изображения Семи свободных искусств нередко включались и в программу декоративного убранства различных интерьеров. Бельский опирался на образец неизвестного западноевропейского художника, который на сегодняшний день не выявлен. Факт существования такого образца был установлен благодаря уменьшенной копии неизвестного фламандского мастера второй половины XVII века (частное собрание, Мюнхен), который повторил тот же самый оригинал, что и Бельский.
В середине и второй половине XVIII века, эпоху Просвещения, вопрос образования и воспитания молодого поколения обсуждался на государственном уровне. Кроме университета открылся еще целый ряд образовательных учреждений. Чтобы подчеркнуть высокий статус заведения, к строительству и оформлению привлекались известные архитекторы и талантливые художники. Одним из них был Алексей Бельский, который является также автором четырех аллегорических нравоучительных панно для классов Воспитательного общества благородных девиц (не позднее 1769, Государственный Русский музей).