Оболенская Юлия (1889-1945)
Среднеазиатский мотив
1924
Размер - 33,9 x 41,2
Материал - бумага
Техника - уголь
Инвентарный номер - РС-6007
Поступило из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1980
Живописец и график Юлия Леонидовна Оболенская, самобытная представительница Серебряного века, однако знакомая лишь узкому кругу специалистов, училась у Л.С. Бакста, М.В. Добужинского и К.С. Петрова-Водкина. Она была частой гостьей в доме М.А. Волошина в Коктебеле, общалась и вела переписку с известными современными поэтами и художниками, принимала активное участие в выставках, в том числе международных. Со своим возлюбленным, художником, коллекционером и организатором выставок К.В. Кандауровым она работала и путешествовала. В частности, в 1921 и 1925 годах пара совершила две поездки в Узбекистан – край, с конца 1910-х годов ставший местом притяжения для множества деятелей искусства. Местный колорит, яркое солнце, быт народов Востока нашли отражение в творчестве многих русских художников. К среднеазиатским образам неоднократно обращалась и Ю. Оболенская, а впечатления от поездок сохранились в дневниковых заметках, письмах и рисунках.
Произведения, выполненные Оболенской в Самарканде и Бухаре, стали одними из лучших в ее творчестве. Многие листы, созданные во время путешествий по Узбекистану, были сделаны с натуры. К.В. Кандауров писал: «Все так прекрасно, что хочется сесть и писать этюды – не нужно выбирать. Садись, где остановился». В Средней Азии для Юлии Оболенской все было диковинным: и традиционное мировосприятие с консервативным укладом жизни, и природа живописного края, и, конечно же, люди, – горшечники, водоносы, пастухи и ткачи, – которых художница встретила на своем пути и запечатлела на бумаге.
На рисунке «Среднеазиатский мотив» изображен мужчина, за плечом которого бурдюк, наполненный водой. Художница использует мягкий карандаш, передает объемную, почти скульптурную форму.