Гишар Луи-Мари (1770-е - не ранее 1831)
Портрет неизвестного
1807
Размер - 29 x 21 x 13
Материал - мрамор
Инвентарный номер - СК-427
Приобретено у Епонишникова С.В. 1999
Луи-Мари Гишар – талантливый французский скульптор. Учился в Париже у скульптора О. Пажу и художника Ф.-А. Венсана. Между 1802 и 1804 годами приехал в Россию, где прожил почти десять лет. В 1804 году получил звание академика Императорской Академии художеств за исполнение бюста великого князя Константина Павловича (гипс).
Работая в Петербурге, Гишар создал портреты государственных деятелей, прославленных полководцев, придворной знати: князя А.М. Белосельского-Белозерского, обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина, архитектора А.Н. Воронихина, выдающихся мореплавателей И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, а также ретроспективный портрет генералиссимуса А.В. Суворова.
В 1806 году Гишар получил высочайший заказ на исполнение портретов императора Александра I и членов его семьи. Бюсты императора, его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны, матери Марии Федоровны, брата великого князя Константина Павловича и сестры великой княжны Екатерины Павловны, выполненные в мраморе, сейчас хранятся в Русском музее и Эрмитаже.
Кроме портретного жанра скульптор работал над статуями и композициями. В 1809 он получил заказ на создание подкупольного горельефа с изображением евангелиста Иоанна для Казанского собора в Петербурге (гипс, не сохранился).
В 1809–1812 Гишар переехал в Москву, где продолжил работать в портретном жанре. Известны бюсты министра иностранных дел Н.П. Румянцева, генерального подскарбия войска Запорожского В.А. Гудовича и генерала-фельдмаршала И.В. Гудовича, археографа-историка А.И. Мусина-Пушкина.
В 1814 Гишар вернулся во Францию и периодически продолжал выставлять свои работы на выставках парижского Салона до 1831 года.
«Портрет неизвестного» был создан Гишаром во время проживания в Петербурге в 1807 году. Он исполнен в традициях образцов эпохи классицизма. Бюст представляет спокойного, благородного молодого человека с сосредоточенным, но живым выражением лица. Скульптор не акцентирует внимания на официальном положении изображенной модели, но проницательный взгляд, горделивый профиль, благородство осанки подчеркивают значимость личности.