В системе художественных ценностей скульптура всегда занимала особое положение. На всем протяжении существования за ней сохраняются функции общественно значимые – в скульптурных формах провозглашается государственная идеология, утверждаются нравственные идеалы, прославляются герои. Чем важнее задачи ставятся перед художниками, тем охотнее в своих произведениях они опираются на традиции.
Именно из-за приоритета государственно-общественных функций скульптура до середины XIX века обращалась к опыту позднего классицизма. Все стилистические изменения происходят в скульптуре с некоторой задержкой относительно других видов изобразительного искусства. В годы, когда романтическая поэзия и живопись в России достигли расцвета, в скульптуре романтические подвижки едва заметны. В монохромных произведениях, исполненных в бронзе и мраморе, лишенных красочности, присущей живописи, обстановочной или пейзажной части, стиль еще более труден для стилистических характеристик и анализов. Романтизм в скульптуре проявился прежде всего в круге сюжетов и трактовке образов героев, в портрете и композициях на историческую тему.
Особое положение в искусстве романтизма принадлежит портрету, в нем утверждаются идеалы нового времени. Преимущественное развитие портрета в романтизме первой трети XIX века вызвано повышенным интересом художников к отдельной человеческой личности, к ее изображению вне каких-либо социальных рамок. Романтики свои свободолюбивые идеалы, эмоциональный мир переносили на отображение конкретной личности и тем внушали зрителю, что в портретируемом скрыт огромный духовный потенциал.
Нет ничего удивительного в том, что редчайшие образцы русского скульптурного портрета эпохи романтизма принадлежат руке французского мастера М. Гишара. Гишар привез из Франции дух романтической жизни, идеалы и образы нового искусства уже в сложившемся виде. Но, что еще важней, он был свободным мастером новой художественной школы.
Чтобы сосредоточить внимание зрителя исключительно на личности модели, художник старается быть немногословным, он скуп в аксессуарах – бытовое окружение враждебно романтику. Предметный мир романтического портрета незначителен. Детали фиксируют самое главное: либо то, что отражает вкусы заказчика, либо его социальное положение. Гишар исполнил в России несколько портретов членов царской семьи, в том числе портреты императора Александра I и его брата-наследника Константина Павловича. Все портреты изысканно просты. Ничего лишнего, детали имеют лишь комментирующее значение.
Портрет царевича Константина стал своего рода пропуском скульптора в мир придворного искусства, заказов и успеха. Двадцатипятилетний великий князь кажется совсем молодым человеком, едва вышедшим из отроческого возраста. Выражение юношеской пылкости и эмоционального подъема отражается на его мягком, почти детском лице. Звезда ордена Андрея Первозванного (свидетельство принадлежности к царствующему дому) наполовину скрыта бортом мундира и перекрывается кистями и знаком ордена Святого Георгия. Этим орденом награждались за воинскую доблесть, участие в боевых действиях, а для героя этого времени свидетельство его личных воинских подвигов более важно, нежели свидетельство исключительного социального статуса.
Прическа со взбитым коком и лаконичные формы костюма и аксессуаров напоминают известные портреты императора Наполеона – главной фигуры на романтическом небосклоне Европы.
Образ, созданный Гишаром, кажется очень искренним, это настоящий романтический герой, воспринятый через призму идеала, живущий по законам поэтической фантазии в иллюзорном мире.
Константин Павлович Романов (1779–1831) – великий князь, второй сын императора Павла I.