Гишар Луи-Мари (1770-е - не ранее 1831)
Портрет императора Александра I
1807
Размер - 77 x 51 x 27
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.20897
Поступил из Государственного Русского Музея. 1931
В системе художественных ценностей скульптура всегда занимала особое положение. На всем протяжении существования за ней сохраняются функции общественно значимые – в скульптурных формах провозглашается государственная идеология, утверждаются нравственные идеалы, прославляются герои. Чем важнее задачи ставятся перед художниками, тем охотнее в своих произведениях они опираются на традиции.
Именно из-за приоритета государственно-общественных функций скульптура до середины XIX века обращалась к опыту позднего классицизма. Все стилистические изменения происходят в скульптуре с некоторой задержкой относительно других видов изобразительного искусства. В годы, когда романтическая поэзия и живопись в России достигли расцвета, в скульптуре романтические подвижки едва заметны. В монохромных произведениях, исполненных в бронзе и мраморе, лишенных красочности, присущей живописи, обстановочной или пейзажной части, стиль еще более труден для стилистических характеристик и анализов. Романтизм в скульптуре проявился прежде всего в круге сюжетов и трактовке образов героев, в портрете и композициях на историческую тему.
Особое положение в искусстве романтизма принадлежит портрету, в нем утверждаются идеалы нового времени. Преимущественное развитие портрета в романтизме первой трети XIX века вызвано повышенным интересом художников к отдельной человеческой личности, к ее изображению вне каких-либо социальных рамок. Романтики свои свободолюбивые идеалы, эмоциональный мир переносили на отображение конкретной личности и тем внушали зрителю, что в портретируемом скрыт огромный духовный потенциал.
Нет ничего удивительного в том, что редчайшие образцы русского скульптурного портрета эпохи романтизма принадлежат руке французского мастера М. Гишара. Гишар привез из Франции дух романтической жизни, идеалы и образы нового искусства уже в сложившемся виде. Но, что еще важней, он был свободным мастером новой художественной школы.
Чтобы сосредоточить внимание зрителя исключительно на личности модели, художник старается быть немногословным, он скуп в аксессуарах – бытовое окружение враждебно романтику. Предметный мир романтического портрета незначителен. Детали фиксируют самое главное: либо то, что отражает вкусы заказчика, либо его социальное положение. Гишар исполнил в России несколько портретов членов царской семьи, в том числе портреты императора Александра I и его брата-наследника Константина Павловича. Все портреты изысканно просты. Ничего лишнего, детали имеют лишь комментирующее значение.
Портрет императора Александра I сохраняет романтический стиль и лаконизм. Гишар не стремится изобразить царя человеком взволнованным, излишне эмоциональным. В нем есть определенное напряжение, но это сгусток сдерживаемой силы и энергии. Легкое движение головы портретируемого и волнистый край орденской ленты – это все, что позволяет себе художник. Перед нами красивый, зрелый, волевой, энергичный, уверенный в своих силах человек. И звезда ордена Андрея Первозванного на его груди – самый значимый элемент костюма, главное в положении этого человека. Скульптор приглашает зрителя догадаться, кто перед ним, по очень точно подобранным деталям. Это как бы скрытый комплимент императору, узнаваемому по достоинству, сдержанному спокойствию и величию.
Александр I (1777–1825) – сын Павла I, российский император с1801 года.