Летний двор
Патрон шедевра
Безин Иван (1911-1943)
Летний двор
1937
Размер - 58 x 75
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5814
Приобретено в 1990 г. у В.К. Федяевской
Иван Карлович Безин – талантливый живописец и рисовальщик, учившийся во Вхутеине и Полиграфическом институте у А. Древина, К. Истомина и П. Кузнецова, Институте повышения квалификации при Московском горкоме графиков у А. Гончарова и В. Фаворского.
Приверженец натурного метода в искусстве, он в то же время уделял огромное внимание выразительным свойствам живописного языка: плотности и качеству цветового пятна, световой напряженности и пространственным отношениям в картине, декоративной плоскости живописной поверхности. Такой аналитический подход и внимание к европейской художественной традиции были восприняты от К. Истомина и В. Фаворского, бывших воспитанников Школы Ш. Холлоши в Мюнхене. Немецкие корни родословной И. Безина способствовали взаимопониманию с учителями и формированию собственного стиля сдержанной немногословной композиции и сближенных неярких цветовых отношений.
В 1933 году Иван Безин женился на однокурснице художнице Вере Константиновне Федяевской. С этого времени он жил в доме № 34 на Земляном Валу в квартире семьи Федяевских. Вид во двор из окна этой квартиры стал излюбленным мотивом работ Безина. Подобно французским импрессионистам, изучавшим пейзаж при разном освещении и в разное время года, он писал вид из окна в разное время суток, летом, зимой, в дождливую и солнечную погоду. Пять работ в собрании Государственной Третьяковской галереи представляют этот мотив.
Акцентируя старый красный одноэтажный дом с полуразвалившейся постройкой на переднем плане и высокий многоэтажный дом вдали, как бы запирающий пространство двора, художник разыгрывает всякий раз новую ситуацию в картине. То это сопоставление неярких, тонально разработанных цветовых плоскостей, передающих тишину и спокойствие летнего дня; то динамичный абрис теней и рваных облаков грозового состояния природы; то строгая архитектоника заснеженных крыш, освещенных зимним солнцем. Небольшое пространство двора, увиденное сверху и разворачивающееся до горизонта, и большое высокое небо превращают камерный мотив в эпическую картину и неизменно на протяжении многих лет приковывают взгляд живописца.
Этот процесс оборвался с началом войны. Иван Безин ушел на фронт и в 1943 году погиб в боях под Ростовом.