Безин Иван (1911-1943)
Портрет В.К. Федяевской
1940
Размер - 75,5 x 60,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3239
Приобретено у вдовы художника. 1988
Иван Карлович Безин – талантливый живописец и рисовальщик, учившийся во Вхутеине и Полиграфическом институте у А. Древина, К. Истомина и П. Кузнецова, Институте повышения квалификации при Московском горкоме графиков у А. Гончарова и В. Фаворского.
Приверженец натурного метода в искусстве, он в то же время уделял огромное внимание выразительным свойствам живописного языка. Его волновали плотность и качество цветового пятна, световая напряженность и пространственные взаимоотношения в картине. При этом главной заботой было сохранение декоративной плоскости живописной поверхности. Такой аналитический подход и внимание к европейской художественной традиции были восприняты им непосредственно от Истомина и Фаворского, бывших воспитанников Школы Шимона Холлоши в Мюнхене.
Среди немногочисленных портретов в творчестве Безина «Портрет Веры Федяевской», жены художника, выделяется особой яркостью и звучностью цветовой палитры. Декоративное сочетание чистых синих, красных и желтых цветов, рождающее праздничное настроение, входит в некоторый диссонанс со строгим, сосредоточенным и напряженным выражением лица модели. Это создает тревогу и напоминает о сложном предвоенном настроении, рождающем предчувствие катастрофы.
Изображена Вера Константиновна Федяевская (1911–2007), художник-график, ученица Фаворского, бывшая сокурсница Ивана Безина.
Портрет написан в домашней обстановке. Фигура в сине-красных тонах представлена на фоне декоративного панно, исполненного Иваном Безиным в технике фрески на стене в квартире Федяевских. (Впоследствии эта фреска была демонтирована со стены квартиры, экспонировалась на персональной выставке И. Безина в Москве в 1989 году. Ныне хранится в Тверской областной картинной галерее.)
Пространственные планы предельно сближены. Женская фигура почти сливается с изображением на стене. В эти годы Безин и Федяевская вместе работают в Мастерской монументальной живописи, руководимой Л. Бруни и В. Фаворским. Введение в композицию станковой картины фрески, на фоне которой изображена модель в рабочей косынке, носит, по-видимому, программный характер.