Егошин Герман (1931-2009)
Селедки
1965
Размер - 60 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6826
Дар автора. 2008
Ленинградский художник Герман Егошин называл себя «принципиальным шестидесятником» и действительно был им, проявляя присущее этому поколению внимание к повседневному бытию обычного человека, стремление к искренности и правдивости как главным критериям в жизни и искусстве, осознание необходимости освобождения художественного творчества от фальши и пафоса идеологических норм предшествующего периода.
Работа Германа Егошина «Селедки» была написана в сложный для автора период, когда он оказался на грани исключения из Союза художников за «творческую неудачу» и «злонамеренность» своей картины «Портрет В.В. Маяковского» (1964). Это грозило профессиональным и экономическим отчуждением, и потому кажущийся незамысловатым мотив «Селедок» воспринимается многозначной метафорой.
Художник использует образ рыбы, который в истории искусства встречается на протяжении веков, являясь выразительным символом со множеством разнообразных значений – от олицетворения зарождения жизни до знака Христа. «Селедки» Германа Егошина оставляют ощущение скудности и ограниченности человеческого бытия, несмотря на созданную художником сложную живописную поверхность, сотканную тонкими цветовыми отношениями и широкими пастозными мазками. Кроме того, в изображении просматривается определенная иносказательная линия. Две серебристые селедки отличаются от третьей не только цветом, но и ощущением некой присущей им артикуляции – их пасти широко открыты по сравнению с закрытой пастью золотистой рыбки. Селедки как будто персонифицируют героев русской пословицы «Слово – серебро, молчание – золото». Художник закладывает в свою работу и скрытую иронию, поскольку, несмотря на разное «поведение», все три рыбы оказались в равном, подвешенном, положении.
Хранящаяся в собрании Государственной Третьяковской галереи работа Германа Егошина «Селедки» содержит скрытую эмоционально-смысловую интерпретацию действительности, раскрывающую мировосприятие автора, представляющего поколение художников-шестидесятников.

другие работы автора