Михайлов Григорий (1814-1867)
В комнатах. Портретная
Середина 1830-х
Размер - 52,9 x 70,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25550
Поступило из Государственного исторического музея. 1930
Картина Михайлова – одно из произведений учеников А.Г. Венецианова, впервые в русском искусстве обратившихся к документальным изображениям интерьеров. Среди них – «Вид Белого зала Зимнего дворца» кисти С.А. Зарянко (вторая половина 1830-х) и «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии» кисти Ф.М. Славянского (конец 1830-х – начало 1840-х).
В первой половине XIX века собрание живописи в богатых домах размещали в отдельной комнате, которая называлась «портретной» или «картинной». Интерьер такой гостиной традиционен: диван, ломберный столик, расставленные у стен кресла, камин, скульптура и зеркала. В элементах убранства комнаты прослеживаются декоративные мотивы, характерные для эпохи ампира.
Картины на стенах отчетливо видны, что позволяет составить общее представление о коллекции и даже узнать некоторых изображенных. Состав галереи не характерен для 1830-х годов и отсылает к XVIII столетию: в ней преимущественно представлены портреты деятелей петровской эпохи. Собрание сформировалось не ранее середины XVIII века и содержало работы разных художников, копии с различных оригиналов. Все портреты «одеты» в одинаковые рамы, скрадывающие разницу в их масштабе и стилистике. В левой и правой части картины угадываются два бюста императрицы Екатерины II. Постамент левой скульптуры украшен серией гравированных или литографированных мужских портретов.
По-видимому, художник запечатлел портретную в доме графа В.П. Кочубея – председателя Государственного совета и Комитета министров. Ряд портретов, представленных на картине, – Я.Ф. Долгорукова, Б.П. Шереметева, А.С. Матвеева, В.В. Голицына и Ермака – имелся в портретной галерее Кочубея. В 1819 году Венецианов выполнил серию литографий, зеркально повторяющих портреты исторических деятелей из собрания Кочубея. Будучи племянником близкого к Екатерине II А.А. Безбородко, Кочубей мог иметь подобную комнату мемориального характера в своих резиденциях.
Дневной свет проникает сквозь матовые белые шторы и отражается блестящим паркетом. Зеркало увеличивает пространство комнаты. Портретная предстает обособленной от повседневности вневременной реальностью.