Илья Кабаков – один из основателей московского концептуализма, родоначальник жанра
«тотальной инсталляции». Именно в них возникает прием, который он опосредованно использует и в «Пейзаже с горным озером», – соединение изображенного с реально предметным. В данном случае это мужские рубашки, переброшенные через условную створку окна. В окне же виднеется горный пейзаж, написанный разбеленными масляными красками. Пейзаж прописан широко, обобщенно, без подробностей. Он в меру реалистичен и столь же монументально условен. Так же, как условен и невидимый нами, но присутствующий герой, чьи рубашки загораживают вид из этого условного окна. Возникает игра в как бы реальность, когда невидимый герой якобы созерцает пейзаж. Подобное единство на основе живописного и предметного – картины и рубашек – является, по сути, концептуальным решением.
Подобный принцип Кабаков продолжит и разовьет чуть позже, в 2008 году, на выставке-мистификации «Альтернативная история искусств», в которой вместе с самим Кабаковым «примут участие» два придуманных художника – Шарль Розенталь и Игорь Спивак. Но этот проект уже станет грандиозной тотальной инсталляцией, подход к которой автор искал в том числе в «Пейзаже с горным озером».