Риццони Александр (1836-1902)
Выход кардинала из церкви
1874
Размер - 40 x 32
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5255
Поступило из Румянцевского музея (собрание К.Т. Солдатёнкова). 1925
А.А. Риццони, живописец и рисовальщик, родился в Риге, в семье ремесленника-итальянца, выходца из Болоньи. Его первым учителем изобразительного искусства стал старший брат Павел, академик живописи. В 16 лет А. Риццони поступил в Академию художеств в класс художника-баталиста Б.П. Виллевальде. В 1862 году живописец, получив большую золотую медаль, отправился в пенсионерскую поездку в Европу. Почти весь срок пенсионерства художник провел в Италии, внимательно изучая традиции и обычаи этой страны, а после остался жить в Риме. Живописец регулярно присылал свои произведения в Академию, иногда приезжал в Россию, чтобы навестить друзей и близких. «Он окончил Академию художеств в Петербурге и мог считаться посему русским художником, но психологически он им никогда не был, несмотря на любовь к России», – писала о нем дочь Павла Третьякова Вера Зилоти.
С 1870-х годов Риццони часто обращался к написанию сцен из жизни католического духовенства. На картине изображен итальянский куриальный кардинал, выходящий из церкви в окружении слуг и придворных. Он облачен в традиционную красную мантию. Произведение отличается хорошим рисунком, характерностью изображенных типов, точной передачей костюмов и обстановки, что превращает полотно в ценный документ о жизни высшего духовенства. Точное имя кардинала неизвестно. Однако стоит отметить, что в других работах живописец изображал не только современных ему кардиналов, таких как Алессандро Барбано (1801–1874), но и исторических личностей, как кардинал де Ла Валетт (1593–1639).
Яркое описание мастерской Риццони в Риме оставил современник, писатель и публицист Владимир Жаботинский: «Профессор Риццони давно уже не пишет ничего для выставки, и потому мне пришлось ограничиться осмотром этюдов и небольших картин, развешенных в студии. Здесь много портретов разных кардиналов, нечто вроде пассии г-на Риццони, потому что я и теперь застал его за портретом кардинала Лавалетта, и хорошеньких головок римских modelle. Всё, что пишет г-н Риццони – до маленьких эскизов, отличается изящной и тонкой отделкой».
Изображения итальянских куриальных кардиналов также встречаются на полотнах А. Риццони «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, в Риме» (1872, Музей Виктории и Альберта), «Голова кардинала» (1897–1898, Третьяковская галерея), «Совещание кардиналов» (1900, Русский музей), «Тедеум в хоровой капелле» (1900, Русский музей) и др.