Куччони Томмазо (1790-1864)
Фотография. Фонтан Треви. Рим
1850-е
Размер - 46 x 33,2
Материал - бумага
Техника - альбуминизированная соленая бумага, ретушь
Инвентарный номер - РФт-438
Поступило из Оружейной палаты. 1931
Во второй половине XIX века всё больше людей из разных слоев общества получали возможность путешествовать по Европе. Главным центром притяжения для туристов была Италия, где возникла целая индустрия фотографических воспроизведений памятников культуры. Любители искусства из разных стран приобретали снимки архитектурных достопримечательностей, произведений живописи, графики и скульптуры. Одним из первых итальянских фотографов, занявшихся фоторепродукцией, стал Томмазо Куччони.
Все этапы его деятельности связаны с туристическим рынком. Куччони освоил профессию фотографа в 62 года, будучи опытным художником-гравером. Его гравюры публиковались в альбомах с видами городских достопримечательностей. Мастер прошел путь от гравера до издателя и владельца магазина эстампов. В конце 1820-х он организовал собственное издательство, выпускавшее эстампы и графические серии, посвященные римской архитектуре и костюмам духовенства и горожан. В 1840-е годы Куччони владел двумя магазинами – на Виа делла Кроче, 88 и Виа деи Кондотти, 18/19. Период его фотографической деятельности связан с последним адресом: на штампе, который он ставил на паспарту фотоотпечатков, указано: «FOTOGRAFIA CUCCIONI ROMA VIA CONDOTTI 19».
Фотограф монтировал свои снимки на паспарту с большими полями из плотной бумаги, фактурой напоминающей офортную, где ставил авторский тисненый штамп. Девять таких фотографий Куччони поступили в фотоархив Третьяковской галереи в 1931 году из Оружейной палаты. Они представляют основные типы его фотографической продукции: снимки архитектурных памятников, репродукции произведений скульптуры и пересъемка гравюр с полотен из музеев Ватикана.
Фотографии могут быть датированы 1855–1859 годами, они выполнены в технике соленой бумаги с альбуминовым покрытием. Фотопечать в то время выполнялась контактным способом, и размер отпечатков соответствовал размеру стеклянных негативов (в среднем 30 × 40 см). Качество печати очень высокого уровня: по прошествии более ста пятидесяти лет фотография имеет достаточно насыщенный оттенок.
В этот период так называемые туристические фотографии еще только начинали набирать популярность, и отпечатки тех лет достаточно редко встречаются в музейных собраниях в сравнении с массовой фотопродукцией последней четверти XIX века. Тем не менее произведения римского фотографа можно найти в Музее Гетти, Музее Виктории и Альберта, Государственном Эрмитаже. Коллекция Третьяковской галереи уникальна благодаря технике отпечатков на соленой бумаге: в других собраниях хранятся фотографии, выполненные в более распространенной технике альбуминовой печати.
Технические трудности часто вынуждали мастеров, работавших с фотографией, прибегать к ретуши. Куччони снимал на длительной выдержке, время экспозиции составляло от 45 секунд до одной минуты. Если в кадре происходило какое-либо движение, то оно не фиксировалось на негативе, что имело свои плюсы и минусы. Иногда снимки выигрывали с точки зрения художественной выразительности, как на фотографии знаменитого фонтана Треви, где бегущая вода получилась особенно эффектно.