Куччони Томмазо (1790-1864)
Фотография. Лаокоон и его сыновья
1850-e
Размер - 43,8 x 32,5
Материал - бумага
Техника - альбуминизированная соленая бумага, ретушь
Инвентарный номер - РФт-436
Поступило из Оружейной палаты. 1931
Во второй половине XIX века всё больше людей из разных слоев общества получали возможность путешествовать по Европе. Главным центром притяжения для туристов была Италия, где возникла целая индустрия фотографических воспроизведений памятников культуры. Любители искусства из разных стран приобретали снимки архитектурных достопримечательностей, произведений живописи, графики и скульптуры. Одним из первых итальянских фотографов, занявшихся фоторепродукцией, стал Томмазо Куччони.
Все этапы его деятельности связаны с туристическим рынком. Куччони освоил профессию фотографа в 62 года, будучи опытным художником-гравером. Его гравюры публиковались в альбомах с видами городских достопримечательностей. Мастер прошел путь от гравера до издателя и владельца магазина эстампов. В конце 1820-х он организовал собственное издательство, выпускавшее эстампы и графические серии, посвященные римской архитектуре и костюмам духовенства и горожан. В 1840-е годы Куччони владел двумя магазинами – на Виа делла Кроче, 88 и Виа деи Кондотти, 18/19. Период его фотографической деятельности связан с последним адресом: на штампе, который он ставил на паспарту фотоотпечатков, указано: «FOTOGRAFIA CUCCIONI ROMA VIA CONDOTTI 19».
Фотограф монтировал свои снимки на паспарту с большими полями из плотной бумаги, фактурой напоминающей офортную, где ставил авторский тисненый штамп. Девять таких фотографий Куччони поступили в фотоархив Третьяковской галереи в 1931 году из Оружейной палаты. Они представляют основные типы его фотографической продукции: снимки архитектурных памятников, репродукции произведений скульптуры и пересъемка гравюр с полотен из музеев Ватикана.
Фотографии могут быть датированы 1855–1859 годами, они выполнены в технике соленой бумаги с альбуминовым покрытием. Фотопечать в то время выполнялась контактным способом, и размер отпечатков соответствовал размеру стеклянных негативов (в среднем 30 × 40 см). Качество печати очень высокого уровня: по прошествии более ста пятидесяти лет фотография имеет достаточно насыщенный оттенок.
В этот период так называемые туристические фотографии еще только начинали набирать популярность, и отпечатки тех лет достаточно редко встречаются в музейных собраниях в сравнении с массовой фотопродукцией последней четверти XIX века. Тем не менее произведения римского фотографа можно найти в Музее Гетти, Музее Виктории и Альберта, Государственном Эрмитаже. Коллекция Третьяковской галереи уникальна благодаря технике отпечатков на соленой бумаге: в других собраниях хранятся фотографии, выполненные в более распространенной технике альбуминовой печати.
Куччони сумел добиться признания профессионального сообщества не только на родине, но и за рубежом. Фотография скульптуры «Лаокоон и его сыновья» была представлена на выставке Французского фотографического общества в Париже в 1859 году. На ней документально зафиксировано состояние статуи в середине XIX века. Писатель Луи Фигье посвятил показанным Куччони работам следующие строки: «Римский фотограф прислал на нашу выставку крупноформатные фотографии древностей Вечного города – великолепный Колизей, арка Константина, Форум, статуя Лаокоона – роскошные листы, которые останавливают зрителя и заставляют задуматься. Какое бесценное сокровище для художника, археолога, философа представляют изображения этих бессмертных памятников, где каждый камень имеет свою историю; изумительное искусство фотографии дает нам самую скрупулезную точность; совершенство деталей настолько высоко, что, взяв увеличительное стекло, мы можем рассмотреть их так, будто побывали на месте. Не можем ли мы отказаться от поездки в Италию, когда перед нами подлинное отражение этих великих обломков?»
Мраморная копия группы «Лаокоон и его сыновья» работы Агесандра Родосского, Полидора и Афинодора второй половины I века до н.э. была обнаружена в 1506 году на Эсквилинском холме недалеко от Золотого дома, на том месте, где Плиний-старший видел ее. Достоверность работы подтвердили архитектор Джулиано да Сангалло и скульптор Микеланджело Буонарроти. Папа Юлий II приобрел статую, и она была установлена в ватиканском Бельведере в специально сооруженной для нее нише.
Группа хорошо сохранилась: утеряны были только правая рука отца, по одной руке у сыновей и небольшие фрагменты змей. Скульптура пережила несколько реставраций, а утраченная рука центральной фигуры была реконструирована в 1850-е годы. Именно такой, с поднятой вверх правой рукой Лаокоона, сжимающей тело змеи, увидел статую Павел Михайлович Третьяков при посещении музея Ватикана. В таком виде она сохранялась до середины XX века. Только в 1905 году археолог Людвиг Поллак обнаружил подлинный фрагмент утраченной руки Лаокоона, и оказалось, что она была заведена назад, за голову. В 1955–1957 годах следы предшествующих реставраций были удалены, найденная рука установлена на место, и скульптурная группа обрела свой подлинный вид, в котором предстает сегодня перед многочисленными зрителями.