Куччони Томмазо (1790-1864)
Фотография. Скульптура Pudicizia (Скромность), римская копия с греческого оригинала
1850-e
Размер - 40,4 x 24,9
Материал - бумага
Техника - альбуминизированная соленая бумага, ретушь
Инвентарный номер - РФт-434
Поступило из Оружейной палаты. 1931
Во второй половине XIX века всё больше людей из разных слоев общества получали возможность путешествовать по Европе. Главным центром притяжения для туристов была Италия, где возникла целая индустрия фотографических воспроизведений памятников культуры. Любители искусства из разных стран приобретали снимки архитектурных достопримечательностей, произведений живописи, графики и скульптуры. Одним из первых итальянских фотографов, занявшихся фоторепродукцией, стал Томмазо Куччони.
Все этапы его деятельности связаны с туристическим рынком. Куччони освоил профессию фотографа в 62 года, будучи опытным художником-гравером. Его гравюры публиковались в альбомах с видами городских достопримечательностей. Мастер прошел путь от гравера до издателя и владельца магазина эстампов. В конце 1820-х он организовал собственное издательство, выпускавшее эстампы и графические серии, посвященные римской архитектуре и костюмам духовенства и горожан. В 1840-е годы Куччони владел двумя магазинами – на Виа делла Кроче, 88 и Виа деи Кондотти, 18/19. Период его фотографической деятельности связан с последним адресом: на штампе, который он ставил на паспарту фотоотпечатков, указано: «FOTOGRAFIA CUCCIONI ROMA VIA CONDOTTI 19».
Фотограф монтировал свои снимки на паспарту с большими полями из плотной бумаги, фактурой напоминающей офортную, где ставил авторский тисненый штамп. Девять таких фотографий Куччони поступили в фотоархив Третьяковской галереи в 1931 году из Оружейной палаты. Они представляют основные типы его фотографической продукции: снимки архитектурных памятников, репродукции произведений скульптуры и пересъемка гравюр с полотен из музеев Ватикана.
Фотографии могут быть датированы 1855–1859 годами, они выполнены в технике соленой бумаги с альбуминовым покрытием. Фотопечать в то время выполнялась контактным способом, и размер отпечатков соответствовал размеру стеклянных негативов (в среднем 30 × 40 см). Качество печати очень высокого уровня: по прошествии более ста пятидесяти лет фотография имеет достаточно насыщенный оттенок.
В этот период так называемые туристические фотографии еще только начинали набирать популярность, и отпечатки тех лет достаточно редко встречаются в музейных собраниях в сравнении с массовой фотопродукцией последней четверти XIX века. Тем не менее произведения римского фотографа можно найти в Музее Гетти, Музее Виктории и Альберта, Государственном Эрмитаже. Коллекция Третьяковской галереи уникальна благодаря технике отпечатков на соленой бумаге: в других собраниях хранятся фотографии, выполненные в более распространенной технике альбуминовой печати.
Для первых фотографов XIX века идеальными моделями служили мраморные статуи с их белизной и неподвижностью. Фотографируя скульптуру, Куччони использовал ретушь, удаляя изображение фона на негативе. Снимки статуй из белого мрамора сделаны так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от объекта съемки. Эта традиция «изолировать» памятник также заимствована из практики воспроизведения скульптуры в эстампе.
Куччони не боялся нарушать дистанцию между собой и автором объекта съемки. Например, он приклеил овальную этикетку с фирменным штампом своей мастерской, аналогичную той, что можно увидеть на паспарту, на постамент античной статуи «Пудициция» из Новой галереи музея Кьярамонти. Таким образом, Куччони оставил автограф фактически на чужом произведении.