Гальберг Самуил (1787-1839)
Портрет П.А. Кикина
1834
Размер - 54 x 34 x 27
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.20898
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
Самуил Гальберг – русский скульптор эпохи классицизма. Окончил Императорскую Академию художеств, после чего в течение десяти лет обучался в странах Европы. Наиболее известен созданием галереи портретов деятелей русской культуры первой половины XIX столетия: А.А Перовского (1829), И.А. Крылова (1828–1830), А.И. Оленина (1831), И.П. Мартоса (1839–1840) и других. С.И. Гальберг – автор многих монументальных и мемориальных произведений. Несколько ранних работ было им выполнено на сюжеты из российской истории и античной мифологии.
Пётр Андреевич Кикин (1775–1834) участвовал в крупных сражениях Отечественной войны 1812 года и в походе русской армии 1813–1814 годов. По возвращении из Парижа он оставил военную службу. В 1816 году Кикин вступил на государственную должность и был назначен статс-секретарем императора по принятию прошений на высочайшее имя. Благодаря его инициативе в честь победы России над Наполеоном и французской армией осуществлено сооружение храма Христа Спасителя в Москве.
Наряду с исполнением правительственной службы П.А. Кикин радел за развитие отечественного искусства. В 1820 году вместе с князем И.А. Гагариным и А.И. Мамоновым он организовал Общество поощрения художников. Его главная цель заключалась в помощи талантливым русским деятелям искусства. Пётр Андреевич оказал поддержку К.П. Брюллову, А.А. Иванову и многим другим живописцам.
Бюст генерала П.А. Кикина относится к числу лучших образцов классицистического скульптурного портрета. Первоначально он был выполнен в гипсе. Следуя образцам античной пластики, Гальберг строит композицию портрета по типу гермы – головы или бюста, расположенного строго фронтально на четырехгранной колонне. Обычно в виде герм изображали Гермеса и других богов древнегреческой мифологии. Эти скульптуры служили пограничными знаками на дорогах, улицах и площадях городов.
В конце XVIII – первой половине XIX века мастера стали часто использовать подобную композицию, чтобы придать своим образам лаконичную красоту классического искусства. Поэтому портретируемый изображен с прямо посаженной головой, обнаженной грудью и срезанными плечами. При этом заметна документальная точность скульптора в передаче внешних качеств П.А. Кикина. Образ отличается ясностью пластических объемов, вниманием автора к живой натуре.
Бюст поступил в собрание Третьяковской галереи в 1931 году из Русского музея.