Портрет светлейшего князя Д.В. Голицына
Патрон шедевра
Гальберг Самуил (1787-1839)
Портрет светлейшего князя Д.В. Голицына
1835
Размер - 60 x 38 x 28
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.10219
Дар Московского общества сельского хозяйства. 1927
Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771–1844) известен в русской истории как выдающийся военный, генерал кавалерии, и человек, который почти четверть века был генерал-губернатором Москвы. Под его руководством было произведено благоустройство столицы – обустройство улиц, возведение новых зданий, таких как Малый и Большой театры, открытие Первой градской и Ново-Екатерининской лечебниц. По воспоминаниям современников, «он сумел заслужить всеобщую любовь и уважение москвичей, которые ценили его доступность, гостеприимство и справедливость». Важный вклад Голицын сделал в развитие сельского хозяйства. Совместно с князем Сергеем Ивановичем Гагариным, графом Николаем Семёновичем Мордвиновым и графом Петром Александровичем Толстым он организовал Московское общество сельского хозяйства, президентом которого и был выбран. В результате этой деятельности в стране наметился прогресс в развитии аграрного производства, вводились новые технологии.
В 1830-е годы Комитет общества сельского хозяйства, желая увековечить память своего президента, заказал портрет Голицына в мраморе выдающемуся скульптору своего времени Самуилу Гальбергу.
Гальберг виртуозно исполнил портрет в свойственной ему традиционной манере, используя форму гермы, фронтальную постановку бюста, обобщенную схематизированную трактовку волос и глаз. Эта композиционная схема, в основе которой лежат прообразы римских портретов эпохи императоров, практически не менялась на протяжении всей жизни мастера. Главное внимание сосредоточено на лице, его мимике. Аксессуары и драпировки отсутствуют, чтобы не отвлекать зрителя от главного – личности изображенного. В этом портрете Гальберг, следуя выработанному им художественному методу, решает сложную задачу – гармонично показать внешнее портретное сходство и внутреннюю духовную содержательность модели. В мужественном лице Голицына скульптор передал его обаяние, ум, волевую энергию.