Компания «Издательство Броджи»
Фотография. Дом Корнелия Руфа. Помпеи
Конец XIX века
Размер - 19,7 x 24,8
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток (на картонном паспарту)
Инвентарный номер - РФт-462
Источник поступления неизвестен
Туризм в XIX веке продолжал традицию века предшествующего, согласно которой путешествие – это способ приобретения знаний. В «Гран тур» должен был отправиться любой молодой богатый джентльмен для посещения исторических мест, знакомства с архитектурой и искусством разных стран. Естественно, путешественники стремились зафиксировать свои впечатления о поездке как в текстовом, так и в изобразительном виде. После изобретения и внедрения фотографических процессов светопись стала самым предпочтительным и надежным способом создания и представления визуальных записей путешествий, так как полученные изображения были наиболее достоверными. В XIX веке новые транспортные средства позволяли преодолевать значительные расстояния с большей скоростью и комфортом, чем прежде. Технически совершенствовалась и фотография, были созданы новые камеры, небольшие и простые в эксплуатации, а также сухие пластины, не требующие сенсибилизации перед экспонированием. Туризм и фотография стали доступными не только для состоятельных людей, но и для представителей среднего класса, благодаря чему развивалась туристическая индустрия. Путешественники не всегда успевали увидеть всё, что планировали, но у них появилась возможность восполнить пробелы с помощью фотоснимков, как собственных, так и сделанных профессиональными мастерами, которые можно было приобрести во время поездки. Многие фотографы занялись удовлетворением растущего спроса на туристическую фотографию, становясь издателями и продавцами снимков. Распространением изображений на рынке занимались и книжные магазины, а также издательства, которые привлекали к съемке фотографов, тиражировали их изображения, во многих случаях не указывая авторов.
Классическое путешествие всегда предполагало посещение Италии с ее богатейшим культурным наследием и прекрасной природой, поэтому фотографии итальянских достопримечательностей пользовались постоянным спросом. Неудивительно, что производство и продажа снимков исторических памятников наибольшее распространение получили именно в Италии. Одной из компаний, занимающихся этой деятельностью, было издательство Броджи. Фотограф Джакомо Броджи создал свою первую студию во Флоренции в 1864 году. Он много путешествовал по Италии, а затем в 1868 году отправился на Ближний Восток. Вернувшись, продолжил работу в Италии, открыл не только фотоателье, но и магазины во Флоренции, Неаполе и Риме. После смерти Джакомо сын Карло продолжил его дело, продавая как свои снимки, так и фотографии отца под торговой маркой Edizioni Brogi. Архивы Броджи находятся в Музее Алинари во Флоренции, в музеях и библиотеках Европы и США. Эти изображения остаются важными документальными источниками в области итальянского искусства и архитектуры от Античности до современности.
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся четыре снимка, выполненные компанией Броджи в Помпеях. Первая съемка Помпей была сделана Джакомо Броджи в 1879 и 1880 годах, в конце 1890-х Карло Броджи повторил серию, сохранив при этом номера негативов своего отца.
На снимке дом Корнелия Руфа, известный также как Домус Корнелиев. На переднем плане центральная часть дома – атриум с прямоугольным имплювием (небольшим бассейном), около которого находился мраморный резной стол – картибул. От него сохранились две мощные подставки, декорированные фигурами грифонов, которые поддерживали когда-то тяжелую мраморную плиту стола. В правой части атриума – стена триклиния с дверным проемом. Мраморный бюст владельца дома, Гая Корнелия Руфа, находящийся у дверей атриума, в настоящее время выставлен в Антиквариуме Помпей. На заднем плане на фоне гор видны дорические колонны перистиля.