Компания «Издательство Броджи»
Фотография. Улица Изобилия. Помпеи
1870-е
Размер - 19,6 x 24,7
Техника - альбуминовый отпечаток (на картонном паспарту)
Инвентарный номер - РФт-460
Источник поступления неизвестен
Туризм в XIX веке продолжал традицию века предшествующего, согласно которой путешествие – это способ приобретения знаний. В «Гран тур» должен был отправиться любой молодой богатый джентльмен для посещения исторических мест, знакомства с архитектурой и искусством разных стран. Естественно, путешественники стремились зафиксировать свои впечатления о поездке как в текстовом, так и в изобразительном виде. После изобретения и внедрения фотографических процессов светопись стала самым предпочтительным и надежным способом создания и представления визуальных записей путешествий, так как полученные изображения были наиболее достоверными. В XIX веке новые транспортные средства позволяли преодолевать значительные расстояния с большей скоростью и комфортом, чем прежде. Технически совершенствовалась и фотография, были созданы новые камеры, небольшие и простые в эксплуатации, а также сухие пластины, не требующие сенсибилизации перед экспонированием. Туризм и фотография стали доступными не только для состоятельных людей, но и для представителей среднего класса, благодаря чему развивалась туристическая индустрия. Путешественники не всегда успевали увидеть всё, что планировали, но у них появилась возможность восполнить пробелы с помощью фотоснимков, как собственных, так и сделанных профессиональными мастерами, которые можно было приобрести во время поездки. Многие фотографы занялись удовлетворением растущего спроса на туристическую фотографию, становясь издателями и продавцами снимков. Распространением изображений на рынке занимались и книжные магазины, а также издательства, которые привлекали к съемке фотографов, тиражировали их изображения, во многих случаях не указывая авторов.
Классическое путешествие всегда предполагало посещение Италии с ее богатейшим культурным наследием и прекрасной природой, поэтому фотографии итальянских достопримечательностей пользовались постоянным спросом. Неудивительно, что производство и продажа снимков исторических памятников наибольшее распространение получили именно в Италии. Одной из компаний, занимавшихся этой деятельностью, было издательство Броджи. Фотограф Джакомо Броджи создал свою первую студию во Флоренции в 1864 году. Он много путешествовал по Италии, а затем в 1868 году отправился на Ближний Восток. Вернувшись, продолжил работу в Италии, открыл не только фотоателье, но и магазины во Флоренции, Неаполе и Риме. После смерти Джакомо сын Карло продолжил его дело, продавая как свои снимки, так и фотографии отца под торговой маркой Edizioni Brogi. Архивы Броджи находятся в Музее Алинари во Флоренции, в музеях и библиотеках Европы и США. Эти изображения остаются важными документальными источниками в области итальянского искусства и архитектуры от Античности до современности.
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся четыре снимка, выполненные компанией Броджи в Помпеях. Первая съемка Помпей была сделана Джакомо Броджи в 1879 и 1880 годах, в конце 1890-х Карло Броджи повторил серию, сохранив при этом номера негативов своего отца.
Главные улицы Помпей были широкими и благоустроенными, например улица Изобилия, соединяющая Гражданский форум с площадью амфитеатра и Сарнскими воротами, была шириной 8,5 м. Все улицы имели мощенные лавовыми плитами мостовые и обрамленные бордюрными камнями тротуары. На фотографии виден каменный переход, состоящий из трех камней, по которым можно было перейти улицу, не испачкав одежду и обувь. Улица Изобилия получила название благодаря украшающему фонтан рельефу с изображением головы богини с рогом изобилия. На дальнем плане снимка – холмы, постройки с двускатными крышами, пиния и небольшие деревья. За ними – силуэт Молочных гор.