Компания «Издательство Броджи»
Фасад собора Санта Мария-дель-Фьоре
До 1907
Размер - 25 x 19,2
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-445
Туризм в XIX веке продолжал традицию века предшествующего, согласно которой путешествие – это способ приобретения знаний. В «Гран тур» должен был отправиться каждый молодой богатый джентльмен для посещения исторических мест, знакомства с архитектурой и искусством разных стран. Естественно, путешественники стремились зафиксировать свои впечатления о поездке как в текстовом, так и в изобразительном виде. После изобретения и внедрения фотографических процессов светопись стала самым предпочтительным и надежным способом создания и представления визуальных записей путешествий, так как полученные изображения оказались наиболее достоверными. В XIX веке новые транспортные средства позволили преодолевать значительные расстояния с большей скоростью и комфортом. Технически совершенствовалась и фотография, были созданы новые камеры, небольшие и простые в эксплуатации, а также сухие пластины, не требующие сенсибилизации перед экспонированием. Туризм и фотография стали доступными не только для состоятельных людей, но и для представителей среднего класса, благодаря чему развивалась туристическая индустрия. Путешественники не всегда успевали увидеть все, что планировали, но у них появилась возможность восполнить пробелы с помощью фотоснимков, как собственных, так и сделанных профессиональными мастерами, которые можно было приобрести во время поездки. Многие фотографы занялись удовлетворением растущего спроса на туристическую фотографию, становились издателями и продавцами снимков. Распространением изображений на рынке занимались и книжные магазины, а также издательства, которые привлекали к съемке фотографов, тиражировали их изображения, во многих случаях не указывая авторов.
Классическое путешествие всегда предполагало посещение Италии с ее богатейшим культурным наследием и прекрасной природой, поэтому фотографии итальянских достопримечательностей пользовались постоянным спросом. Неудивительно, что производство и продажа снимков исторических памятников наибольшее распространение получили именно в Италии. Одной из компаний, занимавшихся этой деятельностью, было издательство Броджи. Фотограф Джакомо Броджи создал свою первую студию во Флоренции в 1864 году. Он много путешествовал по Италии, а затем в 1868 году отправился на Ближний Восток. Вернувшись, продолжил работу в Италии, открыл не только фотоателье, но и магазины во Флоренции, Неаполе и Риме. После смерти Джакомо сын Карло продолжил его дело, продавая как свои снимки, так и фотографии отца под торговой маркой Edizioni Brogi. Архивы Броджи находятся в Музее Алинари во Флоренции, в музеях и библиотеках Европы и США. Эти изображения остаются важными документальными источниками по итальянскому искусству и архитектуре от Античности до современности.
Один из таких источников – снимок кафедрального собора во Флоренции, столице Тосканы. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был заложен в 1296 году и посвящен Деве Марии. Строился собор не один век, и его облик имеет элементы как готического стиля, так и эпохи Возрождения, став самым известным из сооружений флорентийской архитектуры.
Огромный собор со всех сторон плотно окружен средневековой застройкой, что делает невозможным обзор здания целиком. Наиболее интересным представляется вид на собор с площади Дуомо, эту точку и выбрал фотограф для съемки. Снимал он немного сверху, вероятно, с крыши стоящего напротив здания. Благодаря этому ракурсу виден не только фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре, для декорирования которого были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели розового, белого и зеленого цветов, но и кампанила Джотто, и часть баптистерия.
На дальнем плане слева виден купол собора – шедевр инженерного искусства и символ Флоренции.